Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2015 года

«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных художников в современном искусстве.

Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, — но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинули и большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в третий раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.

Как мы это делали. В 2013 году мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В прошлом году мы сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (прежде всего главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны), а в третье — художники. В этом году в состав жюри вместо культуртрегеров мы решили пригласить коллекционеров. Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и др., в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2015 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.

Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2015 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список. В прошлом году мы представили сводный рейтинг, полученный сложением результатов голосования всех членов жюри, а также рейтинги, полученные в результате голосования профессиональных жюри (то есть составленные отдельно по мнению журналистов, по мнению культуртрегеров и по мнению художников). Закономерно, что четыре получившихся списка отличались друг от друга — кто-то мог попасть в один список и не попасть в другой или занять в разных списках разные места. Поэтому, обозначая для сравнения в нашем рейтинге 2015 года место, занятое деятелем или художником в прошлом году, мы указывали то место, на котором они располагались в сводном рейтинге.

Показать экспертов
  • Сергей Сапожников
    художник
  • Маргарита Пушкина
    коллекционер
  • Кирилл Преображенский
    художник, преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
  • Саша Пирогова
    художник
  • Александра Паперно
    художник
  • Павел Отдельнов
    художник
  • Мария Москвичева
    арт-обозреватель газеты «Московский комсомолец»
  • Лиза Морозова
    художник
  • Игорь Маркин
    коллекционер
  • Олег Кулик
    художник
  • Олег Краснов
    заместитель главного редактора по культуре Russia Beyond The Headlines
  • Дмитрий Коваленко
    коллекционер
  • Анзор Канкулов
    главный редактор PORT Magazine Russia
  • Брайан Дройткур
    редактор журнала Art in America
  • Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева
    художники
  • Екатерина Вагнер
    шеф-редактор Harper’s Bazaar Art
  • Виктор Бондаренко
    коллекционер
  • Михаил Алшибая
    коллекционер
  • Дарья Курдюкова
    обозреватель культуры «Независимой газеты»
  • Мария Кравцова
    шеф-редактор раздела «Процесс» сайта «Артгид», шеф-редактор журнала GARAGE Russia
  • Валентин Дьяконов
    экс-обозреватель газеты «Коммерсантъ»
  • Дмитрий Буткевич
    обозреватель отдела культуры радиостанции «Коммерсант FM»
  • Свернуть

    Петр Павленский

    (9-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Петр Павленский уже возглавлял наш рейтинг художников в 2013 году. Он, пожалуй, самый последовательный современный художник России: акция за акцией он создает сам из себя, из своего тела и из своей судьбы единое произведение искусства. Вслед за акциями «Шов» (зашивание рта в поддержку Pussy Riot, 2012), «Туша» (нагой художник лежал в коконе из колючей проволоки перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2013), «Фиксация» (Павленский прибил себя за гениталии гвоздем к брусчатке Красной площади, 2013), «Свобода» (пытался воспроизвести украинский Майдан в Петербурге, поджигая автомобильные покрышки у собора Спаса-на-Крови, 2013) и «Отделение» (отрезал себе мочку уха, сидя на заборе Института психиатрии им. Сербского, 2014), Павленский 9 ноября 2015 года учинил акцию «Угроза»: поджег двери штаб-квартиры ФСБ на Лубянке в Москве — исторической цитадели политических репрессий. Сейчас он под следствием в СИЗО. Показательно, что наиболее актуальным становится искусство, выраженное не выставками в галереях и музеях, а прямым действием в реальной жизни, сопряженным с реальным риском.

  • Свернуть

    Павел Пепперштейн

    (4-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Культовый писатель и один из самых известных (а также популярных у девушек) российских художников в этом году показал сразу два новых проекта — «Будущее, влюбленное в прошлое» в Мультимедиа Арт Музее, Москва и в галерее «Риджина» (специальные проекты 6-й Московской биеннале) и «Странствие по таборам и монастырям» в Galerie Iragui (в параллельной программе 6-й Московской биеннале). К тому же в 2015 году Пепперштейн (который не любит говорить о деньгах и как будто бы не знает о своих рыночных успехах) установил личный аукционный рекорд: на состоявшихся 30 сентября 2015 года в Кельне торгах Achenbach Art Auction за €165 тыс. (при эстимейте €100–150 тыс.) была продана созданная художником в 2009 году специально для павильона России на 53-й Венецианской биеннале современного искусства серия «Ландшафты будущего». Счастливым обладателем «будущего» стал коллекционер и основатель фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» Владимир Семенихин, который объяснил свою покупку патриотическим желанием вернуть гениальное произведение в Россию. 

  • Свернуть

    Эрик Булатов

    (1-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). В этом году классик современного искусства порадовал поклонников не только в Москве, но и в Лондоне и Екатеринбурге. Летом Булатов стал первым участником проекта GARAGE ATRIUM COMMISSION в Музее современного искусства «Гараж», показав на открытии нового здания музея гигантскую работу «Все в наш “Гараж!”». Осенью на открытии Ельцин-Центра в Екатеринбурге гости фотографировались на фоне его нового монументального полотна «Свобода», которое стало одним из главных украшений экспозиции посвященного первому президенту РФ Борису Ельцину музея и символом бурных 1990-х. А во временном промежутке между Москвой и Екатеринбургом Булатов открыл выставку «Вот» в Лондоне — это его вторая выставка в британской столице, которая прошла через 25 лет после его лондонского дебюта в 1989 году. На ней было представлено 30 графических и живописных произведений (кураторами выставки выступили Кася Кульчик и Симон де Пюри). 

  • Свернуть

    Ирина Нахова

    (6-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются всевозможные виды искусства, техники и материалы, а также лауреат премии Кандинского 2013 года в этом году стала экспонентом павильона России на 56-й Венецианской биеннале. Именно Нахова, а вовсе не Илья Кабаков, считается создателем первых тотальных инсталляций — она трансформировала комнаты в собственной квартире, выкрашивая их в черный или серый цвет, выклеивая аппликации и выставляя свет так, что они превращались в подвижные сюрреалистические пространства. В этом году тотальной трансформации подвергся павильон России в Джардини, который Нахова превратила в обращающееся к темам цвета, архитектуры и исторической памяти мультимедийное пространство. Но главное — в рамках проекта «Зеленый павильон» произведению архитектора Алексея Щусева на время работы биеннале вернули исторический зеленый цвет стен. 

  • Свернуть

    Евгений Антуфьев

    сводном рейтинге «Артгида» 2014 года отсутствовал). С 2009 года (когда Антуфьев стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года») enfant terrible российского искусства уверенно (и семимильными шагами) идет к успеху. В этом году художник блеснул сразу на двух престижных столичных площадках: в Московском музее современного искусства на Петровке он показал масштабный проект «Бессмертие навсегда», а в столичной галерее «Риджина» выставку «Семь подземных королей или краткая история тени». Также Антуфьев стал победителем программы коллекционирования молодого российского искусства, основанной фондом «Виктория — искусство быть современным» (V—A-C) и Музеем современного искусства Антверпена (M HKA), а его работа вошла в коллекцию музея M HKA. Но и это еще не все. На осеннем аукционе VLADEY работа Антуфьева была продана за $10 тыс.

  • Свернуть

    AES+F

    сводном рейтинге «Артгида» 2014 года отсутствовали). Группа, названная по первым буквам фамилий участников, — Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес была основана в далеком 1987 году (фотограф Владимир Фридкес присоединился к коллективу в 1995-м). С момента основания «Аесы» (как их ласково называют в художественном сообществе) провели больше ста персональных выставок в России, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америках, получили в 2012 году премию Кандинского, а также приняли участие в ряде биеннале. Нынешняя 56-я по счету биеннале современного искусства в Венеции вовсе не стала исключением. В рамках параллельной программы биеннале группа AES+F показала в пространстве исторического ансамбля соляных складов свою новую многоканальную видеофреску Inverso Mundus (показанную затем в Мультимедиа Арт Музее как спецпроект 6-й Московской биеннале) — отсылающий к лубочной гравюре средневековой Европы и воплощающий карнавальное торжество абсурда «перевернутый мир», где свиньи потрошат мясников, рыбы летают по небу, а женщины властвуют над мужчинами. 

  • Свернуть

    Ирина Корина

    (11-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). В этом году лауреат «Инновации» была активной участницей множества групповых выставок, в том числе нескольких спецпроектов 6-й Московской биеннале («Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников», «Что-то происходит», «Нет времени», «Интервенция») и коллективной выставки «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале, показала в XL Галерее совместную со Светланой Шуваевой выставку-инвайронмент «Волшебная гора», а также стала участницей традиционно проходящего в Музее современного искусства «Гараж» в новогодние каникулы «Арт-эксперимента», где она вместе с художником Александром Повзнером помогает посетителям создавать их собственные произведения искусства.

  • Свернуть

    Анатолий Осмоловский

    (5-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Занявший 22-е место в нашем нынешнем рейтинге самых влиятельных деятелей искусства, Осмоловский в этом году был не менее активен как художник. Он стал участником основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства, для которой предложил скульптурный портрет мертвого Маяковского, создаваемый на протяжении биеннале ассистентами, показал персональные выставки «Рас-членение» в галерее «Триумф» (открылась в самом конце 2014 года) и «Авангардистская канцелярия» в галерее pop/off art, а также был участником коллективной выставки «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале.

  • Свернуть

    Дмитрий Гутов

    (19-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Живописец, мастер инсталляций, фотограф, педагог, основатель «Института Михаила Лифшица», член редколлегии «Художественного журнала», экспонент павильона России на 46-й Венецианской биеннале, участник «Манифесты 1» (Роттердам, 1996) и «Документы-12» (Кассель, 2007) в этом году показал в ГМИИ им. А.С. Пушкина проект «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова» и персональную выставку «Вдали от пыли» в галерее «Триумф».

  • Свернуть

    Юрий Альберт

    (3-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). В этом году лауреат «Инновации» и премии Кандинского представил новый интерактивный проект «Мне так много надо сказать вам своим искусством» в Stella Art Foundation. На той же площадке чуть позже был представлен проект группы «Купидон» (одним из членов которой является Альберт) «Станционный смотритель» — спецпроект 6-й Московской биеннале. Кроме того, художник принимал активное участие в групповых выставках, среди которых «Смех в зале» в параллельной программе 6-й Московской биеннале, спецпроект той же биеннале «В поле зрения», а также «Интертекст» в петербургской «Эрарте». А еще он не перестает радовать почитателей своего таланта афоризмами и интереснейшими обсуждениям современной художественной и нехудожественной жизни в «Фейсбуке». 

  • Свернуть

    Елена Елагина и Игорь Макаревич

    сводном рейтинге «Артгида» 2014 года отсутствовали). Артистический дуэт классиков московского концептуализма, мастеров множества художественных языков (живописи, фотографии, офорта, шелкографии и др.), работающих с теорией коллективного бессознательного Юнга, скрытыми подсознательными образами, призраками советской эпохи и оборотнями современности в этом году представил в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу выставку-интервенцию «Макаревич — Елагина: анализ искусства», попавшую в шорт-лист премии Кандинского.

  • Свернуть

    Илья и Эмилия Кабаковы

    (2-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). По-прежнему самые дорогие российские ныне живущие художники, хотя один из топ-лотов осенних русских торгов Christie’s «Под снегом № 18» остался непроданным. В начале 2015 года года Первый канал российского телевидения показал цикл документальных фильмов «Илья Кабаков. В будущее возьмут не всех» (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кондалов).

  • Свернуть

    Андрей Монастырский

    (7-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Гуру российской художественной сцены и идеолог группы «Коллективные действия», по-видимому, не утратит своего влияния никогда, несмотря на редкие персональные выставки (последняя прошла в XL Галерее в самом начале 2014 года). Зато у КД была в этом году выставка в петербургской галерее «Люда», где показывались редкие документации ранних акций, а в Библиотеке московского концептуализма Германа Титова вышла в свет книга «Андрей Монастырский. Дневник 1981–1984») — дневниковые записи Монастырского, которые легли в основу его романа «Каширское шоссе». 

  • Свернуть

    Андрей Филиппов

    сводном рейтинге «Артгида» 2014 года отсутствовал). В этом году художник, не избалованный премиями и наградами, стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Проект года» за инсталляцию «С колесом в голове», показанную на персональной выставке «Департамент орлов» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», прошедшей весной 2015 года. В составе творческого объединения «Купидон» Андрей Филиппов показал выставку «Станционный смотритель» — спецпроект 6-й Московской биеннале в Stella Art Foundation.

  • Свернуть

    Вадим Захаров

    (13-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Захаров известен не только как художник, но и как архивариус русского искусства. В этом году он передал в Музей современного искусства «Гараж» принципиально важный для истории современного отечественного искусства видеоархив выставок российских художников (в первую очередь круга московского концептуализма), собранный им за 25 лет и состоящий из документации 228 экспозиций и перформансов в России и за рубежом. Процесс передачи архива был отмечен выставкой «Постскриптум после R.I.P. Видеодокументация выставок современных московских художников (1989–2014)», подготовленной самим Захаровым (специальный проект 6-й Московской биеннале). Помимо этого он принял участие в «музыкальных» проектах: в организованном ГЦСИ фестивале «Видеть звук» и в групповой выставке «Нотация» в Центре творческих индустрий «Фабрика», посвященной тому, как художники слышат, видят и изображают музыку. 

  • Свернуть

    Борис Михайлов

    (8-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Хотя в этом году Борис Михайлов занял более низкое место в нашем рейтинге, чем в прошлом, очевидно, что этот украинский фотограф по-прежнему остается ключевой фигурой постсоветского — и русскоязычного — искусства. В начале 2015 года Михайлов был отмечен престижной Кайзеровской премией города Гослара — ежегодно вручаемой с 1975 года немецкой художественной премией в области современного искусства, — как «один из важных летописцев советского и постсоветского общества». Среди других ее лауреатов Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джон Балдессари и Илья Кабаков. В этом году у Михайлова не было выставок в России, но он по-прежнему ведет активную выставочную деятельность, и в конце года в мюнхенской галерее Barbara Gross представил новую серию «Еврейские портреты», снятую в синагоге в Киеве.

  • Свернуть

    Арсений Жиляев

    сводном рейтинге «Артгдида» 2014 года отсутствовал). Ключевая фигура поколения художников до 35 лет, Арсений Жиляев постепенно отказывается от стратегий, характерных для молодых авторов, и начинает демонстрировать свое умение существовать в «большой лиге» международной художественной жизни как полифунциональный деятель современной культуры. Как художник весной он показал новые произведения на совместной с американцем Марком Дионом выставке «Наследие будущего / Futures Histories» в Casa dei Tre Oci в Венеции, осуществленной при участии фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), а осенью стал участником 13-й Лионской биеннале. Также осенью в рамках совместной издательской программы e-flux и издательства Университета Миннесоты (Minnesota University Press) на английском языке вышел том «Авангардная музеология» — 630-страничный сборник текстов русских и советских теоретиков и практиков музейного дела первых десятилетий XX века, — в котором он выступил как редактор-составитель (эта публикация, как и ее русская версия, была также осуществлена при участии V—A-C). Не обошлось и без скандала. В сентябре Жиляев проявил себя как публицист, опубликовав на сайте Colta статью о состоянии музейного дела в Москве на примере своих взаимоотношений с Мемориальным музеем космонавтики, где он планировал сделать свою персональную выставку, которая, в результате, так и не открылась. Впрочем, музей не остался в долгу — с ответным интервью там же выступил замдиректор Музея космонавтики Вячеслав Климентов.

  • Свернуть

    Ольга Чернышева

    сводном рейтинге «Артгдида» 2014 года отсутствовала). Первое появление Ольги Чернышевой в нашем рейтинге именно в этом году абсолютно закономерно. Получив приглашение от Окуи Энвезора принять участие в основном проекте 56-й Венецианской биеннале, где она показала несколько десятков новых, и, по собственному определению, «тихих» рисунков углем, Чернышева подтвердила свой статус одного из самых востребованных русских художников на глобальной художественной сцене. Для Чернышевой это было второе появление в Венеции: в 2001 году она была среди экспонентов выставки в павильоне России.

  • Свернуть

    Гриша Брускин

    сводном рейтинге «Артгдида» 2014 года отсутствовал). Положение признанного классика русского искусства в 2015-м поддержали сразу два персональных проекта Брускина в Венеции — «Алефбет. Алфавит памяти» в Фонде Кверини Стампалья и «Коллекция археолога» в недействующей церкви Санта-Катерина в Каннареджо, а также посвященная творчеству Брускина монография Михаила Ямпольского «Живописный гнозис», вышедшая в издательстве BREUS Publishing.

  • Свернуть

    Сергей Братков

    (18-е место в сводном рейтинге «Артгида» 2014 года). Как художник Сергей Братков проявил себя в уходящем году в основном проекте 6-й Московской биеннале, сделав для него одну из лучших работ выставки — «Затмение». Одной из частей этого многосоставного проекта стала масштабная, но при этом нонспектакулярная инсталляция на фасаде Главного павильона ВДНХ, где проходил основной проект: Братков закрыл 12 из 15 медальонов бывших союзных республик, расположенных на здании, черно-белыми изображениями Луны. Он также продолжает свою преподавательскую практику, оставаясь руководителем мастерской «Фотография, скульптура, видео» в Московском школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

Авторы и источники изображений: Toni Hermoso Pulido via Wikipedia (AES+F. Леда и Лебедь. 1996. Световая инсталляция, отель Estrel, Берлин), facebook Евгения Антуфьева (Евгений Антуфьев), artukraine.com.ua (Сергей Братков), Алекс Магуайр, courtesy V—a-c Foundation (Арсений Жиляев), Мульитмедиа Арт Музей, Москва (Илья и Эмилия Кабаковы), Игорь Мухин (Борис Михайлов), Глеб Хаски (Петр Павленский), Виктор Пивоваров (Павел Пепперштейн. Из серии «Философы». 2010. Холст, масло. Фрагмент), Екатерина Алленова/Артгид (остальные фото).

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100