Топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2014 года
«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве.
Инфографика: Вадим Семенов/Артгид
Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, — но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинули и большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида». В этом году мы составляем ежегодный рейтинг во второй раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.
Как мы это делали. В прошлом году мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В этом году мы сформировали три профессиональных жюри: в одно вошли журналисты, в другое — культуртрегеры (прежде всего главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны), а в третье — художники. Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и др., в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2014 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще — например, делал выставки), потому что их влиятельность нам и без того очевидна. Сегодня мы представляем вам сводный рейтинг, полученный сложением результатов голосования всех членов жюри (а это 28 человек), а также три рейтинга, полученных в результате голосования трех профессиональных жюри. Этот эксперимент нам кажется интересным: публикуя рейтинги, полученные в результате голосования профессиональных жюри, мы имеем возможность посмотреть на художественный мир глазами журналистов, культуртрегеров и художников.
Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2014 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников) персон, получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список.
- Мария Алехина и Надежда Толоконниковахудожники
- Иосиф Бакштейнкомиссар Московской биеннале современного искусства
- Анна Гордиректор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Живет и работает в Нижнем Новгороде
- Стас Шурипахудожник
- Арсений Штейнершеф-редактор раздела «Культура» портала «Лента.ру»
- Олеся Туркинанаучный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
- Ольга Свибловадиректор Мультимедиа Арт Музея, Москва
- Мария Семендяеваредактор искусства портала «Афиша-Воздух»
- Кирилл Светляковзаведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи
- Алина Сапрыкинадиректор Музейного объединения «Музей Москвы»
- Александра Рудыкзаместитель главного редактора журнала Interview Russia
- Дмитрий Озерковзаведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
- Саша Обуховаруководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж»
- Алексей Новоселовруководитель выставочного отдела Московского музея современного искусства
- Мария Насимоваглавный куратор Еврейского музея и центра толерантности
- Диана Мачулинахудожник
- Таус Махачевахудожник
- Анна Матвееваобозреватель портала «Артгид» в Санкт-Петербурге
- Марина Лошакдиректор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- Владимир Логутовкуратор фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Живет и работает в Самаре и Москве
- Антон Литвинхудожник
- Валерий Леденевнезависимый арт-критик
- Дарья Курдюковаобозреватель культуры «Независимой газеты»
- Мария Кравцовашеф-редактор раздела «Процесс» сайта «Артгид», шеф-редактор журнала GARAGE Russia
- Егор Кошелевхудожник
- Группировка ЗИПхудожественное объединение
- Валентин Дьяконовэкс-обозреватель газеты «Коммерсантъ»
- Игорь Гребельниковшеф-редактор журнала Harper’s Bazaar Art
- Свернуть
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа в этом году пожинал многочисленные лавры вместе с музеем, отпраздновавшим 250-летие. Музей прирос зданием Главного штаба с залами, специально предназначенными для современного искусства. Эрмитаж показал работы Фрэнсиса Бэкона, Билла Виолы, движения Fluxus. Одним из главных арт-событий года стала «Манифеста 10», прошедшая летом — осенью на базе Эрмитажа и по его приглашению. Пиотровскому делает честь жесткая позиция, касающаяся автономии музея, мало зависящего от политических и идеологических обстоятельств.
- Свернуть
Екатерина Деготь
Некогда ведущий российский художественный критик, а теперь активный международный куратор, Екатерина Деготь в этом году стала арт-директором Академии искусств мира в Кельне: она является одним из считанных российских арт-деятелей, полноценно вышедших на международную орбиту. Кроме того, в начале года она получила премию «Инновация» за сделанную ею выставку Юрия Альберта в ММОМА, а осенью — премию Игоря Забела.
- Свернуть
Ольга Свиблова
Гранд-дама российского современного искусства, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва, Ольга Львовна Свиблова в уходящем году продолжала свою бурную деятельность — в частности, совместно с Жан-Юбером Мартеном курировала выставку Ильи и Эмилии Кабаковых «Странный город» в рамках проекта Monumenta в парижском Гран Пале.
- Свернуть
Роман Абрамович и Дарья Жукова
Основатели «Гаража», который в этом году перестал быть центром современной культуры и стал музеем. В 2014 году достижения «Гаража» были отмечены премией фестиваля «Интермузей-2014» в номинации «За музейную инициативу», а Дарья Жукова вошла в топ-100 самых влиятельных женщин арт-мира по версии Artnet и в топ-100 самых стильных женщин мира по версии журнала Harper’s Bazaar. Следующим летом «Гараж» планирует открыть новое выставочное пространство в павильоне «Времена года» в Парке Горького и порадовать нас новыми проектами Эрика Булатова, Рикрита Тиравании и — главное — выставкой Луиз Буржуа.
- Свернуть
Тереза Мавика
Арт-директор фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), негласный министр иностранных дел русского искусства. В этом году фонд продолжил издательскую программу (например, выпустил монографии Натали Эник «Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения» и Джонатана Крэри «Техники наблюдателя»), провел третью летнюю кураторскую школу, совместно с Музеем современного искусства Антверпена запустил направленную на поддержку молодого поколения художников в России программу, а также помог реализовать несколько проектов, среди которых выставки «Десять тысяч уловок и сто тысяч хитростей» кураторского коллектива What, How and for Whom в Институте Африки РАН, «Зелень вешняя» Лаборатории городской фауны в павильоне «Зерно» на ВДНХ, персональные проекты «Вне зоны видимости» Михаила Толмачева в Центральном музее Вооруженных Сил РФ и Total Picture Сергея Сапожникова в музее Польди-Пеццоли в Милане. Кроме этого V—A-C запустил в Whitechapel Gallery в Лондоне серию выставок работ из коллекции фонда, а также расширил программу сотрудничества с галереей Тейт.
- Свернуть
Василий Церетели
В этом году Московскому музею современного искусства (ММОМА), исполнительным директором которого является Василий Церетели, исполнилось 15 лет. Эту дату Василий Зурабович отметил проектом «Музей с предсказаниями», который продемонстрировал собирательские и стратегические амбиции музея. Кроме этого, в 2014 году мы увидели ретроспективы Юрия Соболева, Паши 183, выставки «Детектив», «Сальвадор Дали и медиа», скандальный проект Exhibit B, а также немецкое искусство из собрания ifa и коллекцию Министерства внутренних дел РФ.
- Свернуть
Елена Селина
В 2014 году сооснователь XL Галереи и куратор Елена Селина показала вторую часть мегапроекта «Реконструкция» в фонде «ЕКАТЕРИНА» и ожидаемо получила за весь проект премию «Инновация» в номинации «Кураторский проект». Активной жизнью жила и галерейная площадка на «Винзаводе», порадовав нас выставками Кирилла Кто, Ирины Кориной, Юлии Заставы, групп «Синий суп» и «МишМаш», а также группировки ЗИП.
- Свернуть
Марина Лошак
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина успешно развивает музей. В этом году там прошли выставки Ман Рея, Вима Дельвуа, Пауля Клее, а также старых мастеров — на все экспозиции, как и прежде, стояли очереди. Был проведен новый конкурс на реализацию концепции «Музейного городка» (победил проект архитектурного бюро, возглавляемого Юрием Григоряном). В тяжелую минуту Лошак поддержала президента разрушенного Музея кино Наума Клеймана, пригласив его на работу в ГМИИ с перспективой создания в музее специального отдела мирового кинематографа.
- Свернуть
Иосиф Бакштейн
Главное достижение «Мастера Йоды русского искусства» — отвоеванная у министра культуры Владимира Мединского Московская биеннале, которая пройдет в 2015 году в шестой раз. Все облегченно выдохнули, когда 31 октября 2014 года было объявлено, что куратором биеннале назначен директор знаменитого Музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре. Теперь всех волнует, на какой площадке развернется ее главный проект. В качестве таковой называются Музей Москвы и один из павильонов обновленной ВДНХ.
- Свернуть
Дмитрий Ханкин и Емельян Захаров
Галеристы, владельцы галереи «Триумф» — рекордсмена 2014 года по производству выставок (только за этот год под маркой «Триумфа» открылось 35 выставочных проектов). Ханкина и Захарова хватает не только на проекты на своей площадке в самом центре столицы, но и на организацию экспозиций в музеях Москвы и за рубежом (среди них стоит отметить выставку Виноградова — Дубосарского в Музее Москвы и группы AES+F в Музее изящных искусств Ла-Шо-де-Фона в Швейцарии), а также на программу выставок молодых художников «Большие надежды» в Манеже.
- Свернуть
Борис Гройс
Философ и теоретик искусства, сделавший «московский романтический концептуализм» официальным термином и интернационально известным явлением, профессор Нью-Йоркского университета Борис Гройс продолжает осмыслять взаимоотношения современного искусства, культуры и общества. В этом году в издательстве Verso Books вышла англоязычная версия его известной книги «О новом».
- Свернуть
Антон Белов
Этот год стал для директора Музея «Гараж» годом больших свершений. Шутка ли, руководить реконструкцией здания павильона «Времена года» (по проекту Рема Колхаса) и приспособлением его под музейные нужды? Несмотря на интенсивные строительные работы, в 2014 году «Гараж» продолжил активную выставочную деятельность, показав выставки The New International, «Перформанс в России: картография истории», «do it Москва», раздал гранты молодым художникам, продолжил издательскую программу, открыл новую экспериментальную платформу для представления проектов художников разных поколений Project Space, совместно с Международной ассоциацией независимых кураторов (ICI) провел первый кураторский интенсив, открыл публичную библиотеку, посвященную современному искусству, и снизил цены на билеты на большинство мероприятий на 20%.
- Свернуть
Андрей Ерофеев
Пламенный борец с системой, ценитель радикального искусства Андрей Ерофеев в этом году выступил одним из кураторов выставки современной истории поп-арта Post Pop: East Meets West, открывшейся при поддержке Tsukanov Family Foundation в лондонской Saatchi Gallery.
- Свернуть
Виктор Мизиано
Отец отечественного кураторства, бессменный главред «Художественного журнала» и один из самых почитаемых обитателей российского арт-небосклона выступил в этом году с серией докладов в Москве и Петербурге, включая лекцию «Ценности вместо качества» (в рамках совместного проекта ГЦСИ, ММОМА и Гете-института «Что такое хорошо… в искусстве»), выпущенную потом отдельным изданием.
- Свернуть
Александра Обухова
Архивист, основатель архива и фонда «Художественные проекты». Руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Куратор масштабного выставочного проекта-исследования «Перформанс в России: картография истории» (совместно с Юлией Аксеновой) в Музее «Гараж» и редактор-составитель его каталога. В декабре 2014 года в «Гараже» состоялось открытие публичной библиотеки по современному искусству, к созданию которой она имела непосредственное отношение.
- Свернуть
Григорий Ревзин
Ведущий архитектурный критик России, прекрасный публицист Григорий Ревзин в этом году был личным распоряжением министра культуры РФ Владимира Мединского без объяснений отстранен от должности комиссара павильона России на архитектурной биеннале в Венеции — за три месяца до открытия биеннале. В своем facebook Ревзин дал комментарий: «А нечего про Крым писать!». Вот так кабинетные ученые переквалифицируются в оппозиционеров. Надеемся, что отход от практической суеты выльется у Григория Исааковича в новые исследования и статьи.
- Свернуть
Александр Мамут
Предприниматель, председатель попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Этот год стал триумфальным для «Стрелки» — павильон России на 14-й архитектурной биеннале, который готовила кураторская команда «Стрелки», получил специальное упоминание жюри.
- Свернуть
Инна Баженова
В этом году коллекционер и издатель русской версии газеты The Art Newspaper стала владельцем всего (sic!) международного издательского дома The Art Newspaper. Летом при участии ее нового фонда In Artibus в Университете Ка Фоскари в Венеции прошла выставка Михаила Рогинского «По ту сторону Красной двери», а в конце года выставкой Владимира Вейсберга «Влюбленный в классическое искусство» открылось выставочное пространство фонда в Москве.
- Свернуть
Леонид Михельсон
Председатель правления ОАО «Новатэк», коллекционер, основатель фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), член попечительского совета Нового музея в Нью-Йорке. В этом году V—A-C запустил в Whitechapel Gallery в Лондоне серию выставок работ из коллекции фонда, и у любопытных появилась возможность получить представление о богатстве его собрания.
- Свернуть
Владимир Овчаренко
Владелец галереи «Риджина», учредитель первого российского аукциона современного искусства VLADEY, который в 2014 году провел двое невероятно успешных (50% и 70% проданных работ) для современной конъюнктуры рынка современного искусства торгов. Помимо этого в «Риджине» прошли персональные выставки Сергея Браткова, Влада Кулькова, Алексея Каллимы, Егора Кошелева, Марии Серебряковой, а представленный зимой проект Павла Пепперштейна «Святая политика» был отмечен премией Кандинского.
- Свернуть
Анатолий Осмоловский
В рейтинг самых влиятельных деятелей искусства Анатолий Осмоловский был номинирован прежде всего за свою культуртрегерскую деятельность. Основанный в 2012 году Осмоловским институт «База» успешно работает, а Анатолий Феликсович совершенствуется в кураторском ремесле — в первой половине года он совместно с Евгенией Кикодзе прокурировал проект «Расширенная живопись» в Музее Москвы, а в декабре открыл в Центре современной культуры «ВИНЗАВОД» выставку «Вечно живой труп», где представил живописные (и постживописные) работы студентов «Базы».
- Свернуть
Анна Гор
Директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор с нуля создала крупный арт-центр «Арсенал» в Нижнем Новгороде. Он работает уже довольно давно и успешно (кроме всего прочего, в этом году сотрудники Приволжского филиала запустили новый формат фестиваля текстов об искусстве «Вазари»), а сейчас Анна Марковна готовит к открытию его вторую очередь — в наступающем 2015 году Центр удвоит свои выставочные площади.
- Свернуть
Олеся Туркина
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, искусствовед и куратор Олеся Туркина в этом году совместно с Виктором Мазиным курировала первую выставку (и одну из лучших) параллельной программы «Манифеста 10» — «Жизнь замечательного Монро» Владислава Мамышева-Монро в петербургском Новом музее, а также (совместно с Евгенией Кикодзе) масштабную выставку петербургского искусства «Другая столица» в Музее Москвы. А еще у Туркиной вышла на английском языке и сразу же стала хитом продаж в Европе и Америке книга о советских собаках в космосе.
- Свернуть
Владимир и Екатерина Семенихины
Меценаты, коллекционеры, основатели Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». В 2014 году в фонде, в частности, состоялись вторая часть мегапроекта «Реконструкция», посвященного художественной жизни Москвы 1990-х годов, за который его куратор Елена Селина получила премию «Инновация», персональная выставка Олега Целкова и групповая выставка молодых художников «Говорит Москва».
- Свернуть
Стелла Кесаева
Президент Stella Art Foundation, коллекционер, комиссар павильона России на 56-й Венецианской биеннале. В этом году в выставочном зале фонда в Скарятинском переулке прошли, среди прочих, выставки Ирины Кориной, Алены Кирцовой и Сергея Шеховцова. Россию на 56-й Венецианской биеннале будет представлять Ирина Нахова (куратор — Маргарита Мастеркова-Тупицына). Подробности проекта держатся в тайне, хотя стало известно, что павильон обретет свой исторический цвет — зеленый.
- Свернуть
Николай Молок
Покинувший весной пост директора по развитию Stella Art Foundation, Николай Молок в этом году был координатором параллельной программы европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», прошедшей в июне — октябре в Санкт-Петербурге. Разветвленная параллельная программа насчитывала около 50 выставок и событий и, по мнению многих зрителей, была ярче и живее, чем основной проект биеннале в Эрмитаже. Также его книга «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013» получила премию газеты The Art Newspaper.
- Свернуть
Дмитрий Озерков
Глава отдела современного искусства Государственного Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков сыграл ключевую роль в приглашении в Петербург европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», ставшей одним из главных арт-событий года. Это заставило резко подскочить его акции в топе арт-функционеров. Кроме того, созданный им отдел регулярно радует выставками звезд современного искусства. А еще Дмитрий в этом году женился, с чем мы его поздравляем.
- Свернуть
Владимир Потанин
Бизнесмен, много лет поддерживающий российские искусства и образование, учредивший собственную стипендию для одаренных студентов, купивший и подаривший Эрмитажу легендарный «Черный квадрат» Казимира Малевича, Владимир Потанин продолжает свою меценатскую деятельность, в том числе грантовую программу «Меняющийся музей в меняющемся мире».
- Свернуть
Сергей Капков
Глава департамента культуры Правительства Москвы, реформатор и борец за современные формы культуры. Этот год был отмечен противостоянием Капкова и художника Ильи Глазунова, который потребовал отдать Манеж под выставку молодых художников-реалистов, но получил отказ от главы департамента. Не лыком шитый основатель и ректор академии имени самого себя подключил мощный административный ресурс, и Капков был вынужден уступить. Впрочем, осенью Сергей Александрович взял реванш, проведя в ЦВЗ «Манеж» форум «Культура. Взгляд в будущее».
- Свернуть
Дмитрий Аксенов
Бизнесмен, владелец ярмарки VIENNAFAIR, прошедшей в этом году в третий раз. Также в 2014 году Дмитрий Аксенов совместно с издательством «Ад Маргинем Пресс» запустил собственную издательскую программу — посвященную русским художникам серию книг-эссе на русском и английском языках, и объявил о реструктуризации венской ярмарки. Отныне она будет именоваться Vienna Contemporary и базироваться в историческом здании рынка в восточной части Вены.
- Свернуть
Каспер Кёниг
Каспер Кёниг, входящий в топ-десятку европейских кураторов современного искусства, двенадцать лет заведовавший Музеем Людвига в Кельне, инициатор фестиваля Skulptur Projekte в Мюнстере, профессор Штедельшуле во Франкфурте-на-Майне, спустился на российский небосклон в этом году в качестве куратора европейской биеннале «Манифеста 10», прошедшей летом — осенью в Санкт-Петербурге и ставшей одним из главных арт-событий года.
- Свернуть
Ирина Антонова
Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина. В этом году ее идея музейного городка вышла на новый этап — был объявлен победитель стартовавшего в апреле архитектурного конкурса на реализацию новой концепции «Музейного городка», предполагающей объединение всей территории музея в общественную пешеходную зону. Победил проект бюро «Проект Меганом», возглавляемого Юрием Григоряном. Помимо этого инициировала лекционную программу для людей «третьего возраста» (то есть пенсионеров), участие в которой осуществляется только при наличии соответствующего удостоверения.
- Свернуть
Валентин Дьяконов
Арт-критик, обозреватель газеты «Коммерсантъ» и кандидат культурологии Валентин Дьяконов вошел в число номинантов нашего рейтинга не за свои тексты, а за активную кураторскую деятельность и жизнь в искусстве. В 2014 году он сделал в ММОМА выставку «Детектив», выступил куратором проекта Антонины Баевер и Дмитрия Венкова «Времени больше не будет» в ЦВЗ «Манеж» и принял участие в проекте группы «МишМаш» «ОГЛЯНАЗ» в галерее «Роза Азора».
- Свернуть
Игорь Цуканов
Коллекционер, меценат. В ноябре в лондонской Saatchi Gallery при поддержке Tsukanov Family Foundation открылась подготовленная международной группой кураторов (среди которых Андрей Ерофеев) и посвященная современному бытованию поп-арта выставка Post Pop: East Meets West.
- Свернуть
Ольга Шишко
Директор и куратор проектов Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», заместитель генерального директора МВО «Манеж» по инновациям в современном искусстве. В этом году курировала два масштабных проекта: показ мультимедийной инсталляции Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда», сопровождаемый обширной образовательной программой, и цикл персональных выставок молодых медиахудожников «Большие надежды», организованный совместно с галереей «Триумф», итоговая экспозиция которого откроется 27 декабря 2014 года.
- Свернуть
Шалва Бреус
Коллекционер, издатель, председатель Попечительского совета премии Кандинского, а также инициатор создания частного музея современного российского искусства в здании бывшего кинотеатра «Ударник». В этом году Шалва Петрович ввел в премию Кандинского новую номинацию — «Научная работа. История и теория современного искусства» (лауреатом премии в этой номинации стал философ Михаил Ямопольский), а также провел архитектурный конкурс на проект реконструкции здания «Ударника».
- Свернуть
Герман Титов
Издатель, основатель «Библиотеки московского концептуализма», в этом году не только выпустил двухтомник «Пустотный канон», в который вошли семь книг из «канона» группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”», но также показал в Мультимедиа Арт Музее, Москва, свой новый фотопроект «Лес».
- Свернуть
Алиса Прудникова
Директор Уральского филиала ГЦСИ в этом году боролась за 3-ю Уральскую индустриальную биеннале, которая была перенесена с 2014 года на 2015-й (биеннале пройдет с 9 сентября по 10 ноября 2015 года). Результатом борьбы стало обретение биеннале главной площадки, которой стал памятник архитектуры конструктивизма — гостиница «Исеть» в Екатеринбурге.
- Свернуть
Кейт Фаул
Главный куратор Музея «Гараж» выступила, наконец, в Москве с дебютом — выставкой The New International, посвященной феномену 1990-х годов. Среди работ, включенных в этот небольшой, но емкий проект, можно отметить инсталляцию группы IRWIN, посвященную их проекту «Посольство NSK в Москве», и видео Йохана Гримонпреза «наберите И-С-Т-О-Р-И-Я». Также совместно с Международной ассоциацией независимых кураторов (ICI) Фаул представила проекты первого в России интенсива для кураторов. Следующий год будет для Кейт особенно напряженным: в июне грядет открытие нового здания музея, для которого готовят свои проекты Эрик Булатов и Рикрит Тиравания, а осенью в нем пройдет выставка «клеток» Луиз Буржуа
- Свернуть
Михаил Миндлин
Директор Государственного центра современного искусства по дзен-буддистски спокойно пережил в своем кресле множество смен правительств, идеологий и министров культуры. Миндлин (и ГЦСИ в целом) более десяти лет вынашивали проект создания на основе коллекции ГЦСИ музея современного искусства. В этом году планы сдвинулись в сторону реализации: на музей «дано добро», и 4 ноября на Ходынском поле в Москве был заложен символический первый камень будущего здания.
- Свернуть
Алексей Новоселов
Руководитель выставочного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА). Среди особенно запомнившихся нам проектов музея (который сейчас отмечает 15-летие) — IV Международная биеннале молодого искусства, выставки Паши 183, Юрия Соболева и Василия Шухаева. Также Новоселов зажег кураторскую звезду Алены Долецкой, главного редактора журнала Interview Russia, удачно предложив ее кандидатуру на роль куратора выставки «Сальвадор Дали и медиа».
- Свернуть
Евгения Кикодзе
Куратор Музея Москвы. В этом году вместе с художником, издателем и основателем института «База» Анатолием Осмоловским организовала выставку «Живопись расширения», а чуть позже в коллаборации с куратором и научным сотрудником Русского музея Олесей Туркиной показала в Музее Москвы широкий смотр современного искусства из Петербурга «Другая столица».
- Свернуть
Маргарита Мастеркова-Тупицына
Философ, теоретик искусства, живущая в США, в этом году была назначена куратором российского павильона на предстоящей 56-й Венецианской биеннале, которая откроется в мае 2015 года. Курировать она будет проект Ирины Наховой.
- Свернуть
Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая
Учредители ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая в этом году состоялась во второй раз. Первая ярмарка Cosmoscow прошла в далеком уже 2010 году, и мало кто верил, что, прервавшись на целых три года, эта инициатива получит свое продолжение. Однако в этом, не самом благоприятном для художественного рынка году, ярмарка не только вернулась, но и триумфально обосновалась не где-нибудь, а прямо у стен Кремля, в ЦВЗ «Манеж». Организаторы обещают проводить ее раз в год.
- Свернуть
Юлия Аксенова
Куратор Музея современного искусства «Гараж» в этом году совместно с Александрой Обуховой создала масштабный проект «Перформанс в России: картография истории» и курировала в «Гараже» выставку «Личный выбор».
- Свернуть
Ирина Лебедева
Директор Государственной Третьяковской галереи, главного музея русского искусства, не могла не войти в число влиятельных лиц по умолчанию. В этом году ГТГ показала такие выставочные проекты, как «Георгий Костаки. “Выезд из СССР разрешить”. К 100-летию коллекционера» (правда, до Москвы так и не доехала греческая часть собрания Костаки), «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги», «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее».
- Свернуть
Екатерина Бобринская
Доктор искусствоведения, сотрудник Государственного института искусствознания, автор целой библиотеки изданных трудов по истории авангарда, советского нонконформизма и современного русского искусства. В этом году Бобринская получила премию фонда Тамаза и Иветы Манашеровых «U-Art: Ты и искусство» за изданную в 2013 году книгу «Чужие?», посвященную мифам, стратегиям и концепциям неофициального русского искусства.
- Свернуть
Рем Колхас
Звезда архитектуры, Рем Колхас был куратором 14-й архитектурной биеннале в Венеции, на которой павильон России получил специальное упоминание жюри. Сейчас по его проекту реконструируется для Музея «Гараж» павильон «Времена года» в Парке Горького в Москве. Результат работы Колхаса и команды «Гаража» мы увидим летом 2015 года.
- Свернуть
Екатерина Андреева
Доктор искусствознания, старший научный сотрудник Русского музея Екатерина Андреева — официальный летописец «Новых художников» и Новой академии изящных искусств и один из считанных искусствоведов, кто не отвлекается на текущие события, а пишет большие теоретические книги. Член жюри премии Кандинского. В этом году она курировала разделы, посвященные Тимуру Новикову и Владиславу Мамышеву-Монро на «Манифесте 10».
- Свернуть
Антонио Джеуза
В этом году историк и куратор Антонио Джеуза был сосредоточен на образовательных программах, гастролировал по городам, весям и институциям с лекциями (например, в марте 2014 года в Санкт-Петербурге он прочел курс «Длинная извилистая дорога видеоарта»), а также курировал образовательную программу биеннале молодого искусства «Время мечтать». Среди выставочных проектов Джеузы стоит отметить очередную выставку премии Кандинского в «Ударнике».