7 исторических фактов о павильоне России на Венецианской биеннале

К 100-летию Русского павильона по проекту Алексея Щусева на Международной художественной выставке — Венецианской биеннале Музей современного искусства «Гараж» выпустил иллюстрированную историю его строительства.

Источник: archsovet.msk.ru

В этом году павильон России на Международной художественной выставке — Венецианской биеннале, построенный по проекту великого русского архитектора Алексея Щусева, отмечает свое 100-летие. Церемония открытия состоялась 29 апреля 1914 года и стала одним из важнейших и самых торжественных событий в истории Венецианской биеннале, в тот год проходившей в 11-й раз. Праздничные мероприятия по случаю столетнего юбилея растянулись на два года. В 2013-м была выпущена книга «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013» под редакцией Николая Молока. В этом году Музей современного искусства «Гараж» подготовил иллюстрированное издание «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев» авторства Марианны Евстратовой и Сергея Колузакова, которое только что было презентовано на 11-й Международной архитектурной выставке. В эту уникальную книгу вошел подробный очерк об истории строительства павильона, богато иллюстрированный эскизами Алексея Щусева, фотографиями и документальными и архивными материалами, многие из которых публикуются впервые. Также с 10 по 29 июня 2014 года в Project Space Музея «Гараж» пройдет выставка «Русский павильон в Венеции: между прошлым и будущем», где оригинальные архивные материалы, посвященные павильону, будут соседствовать с проектами студентов архитектурной школы МАРШ и видео Shсhusev Architects, созданным для выставки в Русском павильоне на идущей сейчас Архитектурной биеннале (эта выставка, названная Fair Enough, только что получила специальное упоминание жюри — одну из наград Биеннале). «Артгид» с большим интересом прочел новую книгу и спешит поделиться с читателями несколькими любопытными фактами из истории строительства и открытия павильона. Иллюстрации из издания «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев» использованы с любезного разрешения Музея «Гараж».


Д. Донги. Проект Русского павильона в Венеции. Перспектива, разрез, план. 1909. Бумага, графитный карандаш, тушь. РГИА, Санкт-Петербург. <br> Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

01. Первый эскиз павильона России был сделан итальянским архитектором Даниэлем Донги в 1909 году. Императорская Академия художеств его проект отвергла

13 декабря 1909 года
Д. Донги (Венеция) — А. Фраделетто (Венеция)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 31–32

Муниципалитет Венеции, техническая служба общественных работ. Копия № 31 Глубокоуважаемый г-н проф[ессор] Фраделетто! В пятницу 10 числа сего месяца Ваш сын сообщил мне, что Вам хотелось бы поскорее получить эскиз фасада будущего Русского павильона, размеры которого он сообщил мне, согласно наброску, который я и возвращаю Вам, прилагая к этому письму. Я пообещал передать эскиз сегодня и исполняю свое обещание, хотя должен заметить, что у меня было слишком мало времени, чтобы глубоко изучить этот предмет. Характерная русская архитектура наиболее ярко проявляется в церковном строительстве, в своей основе, а также во внешних формах, отмеченных влиянием византийского стиля, что особенно заметно, например, в деревянных постройках. Но так как речь идет о выставочном павильоне, церковный стиль мне не кажется подходящим, и, учитывая желание сделать его огне-стойким, я считаю, что нужно исключить сходство с неогнестойкими, то есть деревянными, постройками. Поэтому я обратился к тому типу архитектуры, который мы находим в старинных зданиях Москвы и других русских городов, упрощая их стиль, насколько возможно, и стараясь наилучшим образом справиться со сложностью, связанной с отсутствием внешних окон, а также с трудностями, которые возникают из-за последовательности трех выставочных залов разной длины. Так как на вид здания будут влиять боковые выступы этих залов и так как в русской архитектуре доминирует мотив башен и шпилей, я решил, что будет целесообразно построить по краям фасада две башни, в которых разместится контора для продажи произведений и т. п. В верхней части этих башен я бы предложил роспись в виде русского герба, а в верхних квадратах частей фасада, обрамляющих входной портал, можно поместить росписи с гербами русских провинций. Ниже этих квадратов стена может быть облицована кирпичом. Если стена будет цементной, то можно будет имитировать кирпич или нанести на стену борозды, имитирующие руст, оставив, возможно, видимыми цементные блоки. Я выполнил перспективу павильона, чтобы можно было лучше судить, можно ли оставить боковые части без украшений или нет. Все декоративные элементы можно было бы выполнить из искусственного цементного камня, что будет недорого. Если Вам еще что-нибудь понадобится, можете на меня рассчитывать. Всегда к Вашим услугам, Д. Донги.


Б. И. Ханенко. 1900-е. Фотография. Частное собрание. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. <br>А. В. Щусев»

 

02. Павильон был построен на пожертвование Богдана Ивановича Ханенко, русского промышленника и мецената, почетного члена Императорской Академии художеств

21 января 1913 года
Б. И. Ханенко (Санкт-Петербург) — великой княгине Марии Павловне (Санкт-Петербург)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 42

Ваше Императорское Высочество!

Почтительно преклоняясь пред Вашим неустанным, проникнутым искренним чувством служением русскому искусству и стремясь посильно прийти на помощь энергичной Вашей деятельности, я в бытность этой зимой в Италии пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей — в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимые расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания.

Означенные деньги в сумме 31 000 рублей имеют быть внесены мною ныне в государственный банк.

Вашего Императорского Высочества всепреданнейший слуга Богдан Ханенко.

Вверху приписка: «Собрание Академии 28 января 1913 г. постановило выразить жертвователю благодарность Академии».


Проект Русского павильона в Венеции в неоклассическом стиле. Перспектива, фасад, план. 1913. Картон, графитный карандаш, тушь, акварель. 49,5 х 35 см. НИМ РАХ, Санкт-Петербург, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

03. Архитектор Алексей Щусев предложил два проекта павильона — в русском и неоклассическом стилях. Великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств, утвердила вариант в русском стиле

11 мая 1913 года
А. В. Щусев (Москва) — Ф. Г. Беренштаму (Санкт-Петербург)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 246. Л. 14

Дорогой Федор Густавович!

Посылаю 2 эскиза Вам, но в очень зачаточной форме, а потому Ее Высочеству будет трудно судить, уж очень я занят был для такого срока, во всяком случае, и тот и другой могут выйти, и прежде чем выбирать, надо все-таки выбрать стиль.

К 20 июля могу сделать приличные эскизы.


Проект Русского павильона в Венеции. Фасад со стороны лагуны и боковой фасад. 1913. Бумага на картоне, тушь, акварель. 67,5 х 46,4 см. Частное собрание, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

04. По первоначальному проекту Алексея Щусева павильон был зеленого цвета

26 июля 1913 года
А. В. Щусев (Москва) — Ф. Г. Беренштаму (Венеция)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 246. Л. 15–15 об.

Дорогой Федор Густавович!

С проектом павильона мои помощники так дело запутали, что только теперь я его наладил и выслал Вам кальки. Дайте их в Венеции скопировать (светокопии) и закажите по ним сделать гипсовую модель с подкраской под камень и зеленый тон. Итальянцы сделают это отлично и недорого, а я подъеду к тому времени числа 10–11 августа и осмотрю. <...>


Проект Русского павильона в Венеции. Шаблон ворот главного входа. 1914. Бумага, графитный карандаш, уголь, акварель, белила, бронзовая краска. 155 х 185 см. Частное собрание, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

05. Первые ворота на крыльце павильона были вырезаны из дерева и покрыты медью

24 февраля 1914 года
Л. А. Пяновский (Москва) — Ф. Г. Беренштаму (Санкт-Петербург)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 245. Л. 90–90 об.

Пяновский Леонид Адамович
Мастерская художественной индустрии
Москва, угол Садовой-Кудринской и Малой Бронной, д. 31/13.

Глубокоуважаемый Федор Густавович!

Заказ Ваш, сданный мне академиком А. В. Щусевым, почти готов, говорю почти, т[ак] к[ак] ворота еще не закончены, приходится их облицовывать с наружной стороны медью по желанию Алексея Викторовича, т[ак] к[ак] гладкое дерево весьма выглядит некрасиво и поэтому приходится покрывать медными чешуйками (причем работу эту я произвожу в ту же стоимость только из желания, чтобы вещь была закончена и красива, т[ак] к[ак] является головной в павильоне).

К четвергу на этой неделе я надеюсь сдать заказ, предварительно, конечно, уведомив Алексея Викторовича.

Благоволите сообщить, кому сдавать для отправки? В пятницу я надеюсь быть по личным делам в Петербурге и, если разрешите, подать Вам счет и засвидетельствовать мою благодарность за заказ, который мне крайне интересно было исполнить для Вас и Алексея Викторовича.

Глубоко уважающий Вас Л. Пяновский.


А. Н. Крупенский произносит речь на открытии Русского павильона в Венеции. 29 апреля 1914. Фотография. Слева направо: пятый — великий князь Андрей Владимирович, шестая — великая княгиня Мария Павловна, седьмой – А. Н. Крупенский. РГИА, Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

06. Открытие павильона России 29 апреля 1914 года посетила великая княгиня Мария Павловна

Великая княгиня Мария Павловна (Венеция) — императору Николаю II (Ливадия)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 189

Телеграмма

Россияне, присутствующие здесь на торжественном открытии русского отдела в нашем павильоне Международной художественной выставки в Венеции, просили меня передать Вашему Императорскому Величеству выражение их преданных чувств. Присоединяясь к ним, могу подтвердить Вашему Величеству, что наш павильон, построенный по проекту Щусева за счет Ханенко, весьма удался, что размещенная в нем выставка русских художников заслуживает одобрения и что власти этой страны оказали нам очень дружелюбный прием. Президент (Императорской Академии художеств. — Прим. сост.) Мария.

***

29 апреля 1914 года
Император Николай II (Ливадия) — великой княгине Марии Павловне (Венеция)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 190

Телеграмма

Живейшим образом слежу [за] открытием Русского павильона и прошу Вас передать комитету по строительству мою искреннюю благодарность. Николай.

***

17/30 апреля 1914 года
Газета «Новое время»
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 152

Открытие выставки в Венеции.

Венеция. В присутствии Их Императорских Величеств великой княгини Марии Павловны и великого князя Андрея Владимировича, гофмейстера Крупенского, князя Гагарина и помощника статс-секретаря по иностранным делам Борсарелли состоялось открытие русского отдела Международной художественной выставки.

Мэр Венеции приветствовал великую княгиню от имени города. Затем говорил Борсарелли, приветствовавший Ее Императорское Высочество от имени итальянского правительства. При этом Борсарелли указал, что к старинным дружеским узам, объединяющим Россию и Италию и созданным русскими моряками, прибавились еще новые, а именно — узы искусства.

Аг[енство] Стефани.

***

17/30 апреля 1914 года
Газета «Новое время»
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 223. Л. 178

Речь Крупенского при открытии выставки в Венеции.

Венеция. Гофмейстер Крупенский, отвечая на приветственные речи, выразил от лица великой княгини признательность за прием в Венеции и указал на то, что чувства, выраженные при приезде августейших гостей итальянским народом, найдут тем более сильный отзвук в России, что Италия уже много веков, как завоевала любовь русских. Крупенский в заключении своей речи выразил от имени великой княгини пожелания процветания Италии и Венеции, этому единственному в мире городу — царице Адриатики.

После этого высокие гости и представители власти проследовали в русский отдел, где было совершено молебствие. При отбытии Ее Императорского Высочества из русского отдела, с военного судна «Goito» произведен салют. Матросы военного судна «Garibaldi» провожали Ее Высочество кликами «Ура!».

Аг[ентство] Стефани.


А. В. Щусев. 1910-е. Фотография. Частная коллекция, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

07. Алексей Щусев так и не получил оплату за работу над проектом павильона

27 августа 1914 года
А. В. Щусев (Москва) — Б. И. Ханенко (Петроград)
РГИА. Ф. 789. Оп. 3. Д. 223. Л. 235–235 об.

Глубокоуважаемый Богдан Иванович!

По просьбе Федора Густавовича Беренштама осмелился беспокоить Вас по поводу хвостов, оставшихся от постройки павильона в Венеции. Я не говорю об оплате проекта, т[ак] к[ак] это вопрос не спешный и к тому же я о нем и говорить вообще не буду, дело касается таких счетов, которые за моей и Беренштама подписью послал Вам С. Д. Лукьянов из Москвы. Если они у Вас в Петрограде, не откажите… приказать передать по ним Лобойкову. События последнего времени всех выбили из колеи, хотя в Москве спокойно и постройка моя идет полным ходом.

Остаюсь Ваш покорный слуга, А. Щусев. (Гагаринский пер. , 25)

***

30 августа 1914 года
Б. И. Ханенко (Санкт-Петербург) — А. В. Щусеву (Москва)
Частное собрание

Милостивый государь, Алексей Викторович!

Я получил почтой письмо Ваше от 27 августа по предмету, как Вы выразились, «хвостов», оставшихся от постройки павильона в Венеции.

Спешу поставить в известность Вас и Федора Густавовича Беренштама, что, как видно из моего письменного отношения в Академию, я пожертвовал на постройку павильона тридцать тысяч (30 000 руб. ), которые и препроводил тогда же в Академию и никаких иных уплат за проекты и «хвосты» на себя не принимал.

Из Венеции, при освящении павильона, В. П. Лобойков выразил мне досаду, что не хватает денег на уплату по дополнительному счету подрядчика и хору, всего около трех тысяч рублей, и я обещал эти деньги выслать по возвращению в Россию, что ныне, по получении счета в размере 8 172,05 лир, и исполнил, препроводив чек в сумме 3 064 руб. 50 коп. через моего секретаря в Академии.

Мой временный выезд из Петербурга и возникшая вслед этого переписка замедлит расчет, в чем я лично просил В. П. Лобойкова принести мои извинения.

С высоким уважением к Вам, покорный слуга Б. Ханенко.

***

4 сентября 1914 года
А. В. Щусев (Москва) — Ф. Г. Беренштаму (Санкт-Петербург)
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 246. Л. 35–35 об.

Дорогой Федор Густавович!

Я получил от Хаменко довольно-таки письмо, напоминающее его фамилию. Это не Харитоненко, он пишет, что пожертвовал 30 тыс. , называет меня милост[ивый] госуд[арь] в обращении и подписывается с высоким уважением. Очевидно, его взорвала плата мне, т[ак] к[ак] он подумал, что это моя затея. Я ему соответственно отписал, что и не взял бы от него, т[ак] к[ак] считаю его «жертву» и без того большой, и что это сделано по инициативе Ее Высочества. Пусть злится на в[еликую] кн[ягиню], Мекк всегда обуздывает именем Елиз[аветы] Ф[едоровны], если кто расходится не в меру.

Ну да черт с ним, я ему даром сделал эскиз его музея и 6 эскизов памятн[ика] Терещенко 11 , за что не получил ни гроша. А сам он получил и генерала, и камергера, и bienfaiteur’a (благотворитель, благодетель (фр). — Прим. сост.). Лобойкову он денег, пишет, послал с извинением, т[ак] ч[то] все потерпевшие заткнут свои рты.

***

20 сентября 1914 года
Б. И. Ханенко (Санкт-Петербург) — А. В. Щусеву (Москва)
Частное собрание

Глубокоуважаемый Алексей Викторович!

Только сегодня Ваше письмо от 3 сентября попало в мои руки. Я весьма огорчен, что Вы придали моему письму от 30 августа значение, которое оно не имеет; никакого недовольства я не выражал и тем более к Вам, который создал венецианский павильон, составляющий предмет общего восхищения. Если рассмотреть содержание письма, то в нем, быть может, выражено только удивление несоответствием счета принятым мною обязательствам и более ничего. Очень извиняюсь за причиненные Вам неудовольствия, совершенно невольно и ненамеренно, и прошу Вас верить в чувство глубокого моего к Вам уважения и совершенно преданный Вам… Б. Ханенко.

В оформлении материала использована фотография Русского павильона в Венеции (Крыльцо главного входа. 1914. Частное собрание) из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев»

 

Читайте также


Rambler's Top100