• Художники
  • Фото: Игорь Мухин

Арсений Жиляев

Художник, музеолог, соорганизатор Института Овладения Временем. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии и эстетике русского космизма. Используя выставку в качестве медиума, исследует потенциальные сценарии будущей истории искусства.  Автор инсталляций в форме выставок вымышленных художников.

Родился в 1984 году в Воронеже. Окончил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета (2006), Институт проблем современного искусства (2006–2007), Школу изящных искусств Валанд (Гетеборг).

Персональные выставки художника проходили в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2012), фондах Kadist (Париж, Сан-Франциско, 2014) и V-A-C (Венеция, 2015), Центре современной культуры «ВИНЗАВОД» (Москва, 2017), ММОМА (Москва, 2021). Работы выставлялись на выставках в Центре Помпиду в Париже; де Аппель, Амстердам; HKW, Берлин, Thyssen-Bornemisza Art Contemporary и др.

Участник многочисленных международных выставок в том числе 13-й Лионской биеннале (2015), 9-й Ливерпульской биеннале (2016), 11-й Биеннале в Кванджу (2016) и 6-й биеннале в Салониках (2017), Манифеста 13 в Марселе (2020). 

Куратор проекта поддержки молодого искусства «Старт» (Центр современного искусства «Винзавод», Москва, 2009-2010).

В 2016 году вместе с фондом V-A-C стал автором некоммерческой инициативы «Центр экспериментальной музеологии», исследующей музей как междисциплинарное явление и изменения его функций со временем.

Один из основателей факультета современного искусства в высшей школе Среда Обучения (2018), руководитель Института Овладения Временем (Москва, 2018) и соорганизатор Института Космоса (2019). 

Лауреат Государственной премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2010). Дважды лауреат премии «Соратник» (2010, 2012). Лонг-лист премии Кандинского 2010 года в номинации «Молодой художник. Проект года» (инсталляция «Время работает на коммунизм»). Номинант международной премии Visible Award (2013).

Выступал с лекциями и мастер-классами в MoMA, Brooklyn Museum, Bard Graduate Center, CUNY (Нью Йорк), Tate Modern, Whitechapel (Лондон), Princeton University (Нью Джерси), МГУ, РГГУ, ВШЭ (Москва).
Редактор-составитель антологии «Авангардная музеология» (e-flux, V-a-c Press, University of Minnesota University Press, 2015).
 
В марте 2022 года в связи с событиями на Украине Арсений Жиляев  заявил о своей антимилитаристской позиции и отказался от дальнейшего сотрудничества со Smart Art — компанией, которая занимается художественным производством и организацией выставочных проектов.
 
Работы художника находятся в коллекциях Tate Modern (Лондон), M HKA Museum (Антверпен), Третьяковской галереи, Мультимедиа Арт Музея, ГЦСИ, ММСИ, Gazprombank Collection (все Москва), Kadist Art Foundation (Сан Франциско, Париж), V-a-c Foundation (Москва, Венеция), Izolyatsia Foundation (Киев), а также многочисленных частных коллекциях в России и за её пределами.

Живет и работает в Москве и Венеции.
Container imageContainer imageContainer imageContainer image
Rambler's Top100