Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Декабрь 2023

Заняться спортом, смириться с холодами и поехать в Зеленоград. Составляем планы на каникулы вместе с «Артгидом».

Фрагмент экспозиции выставки «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» во Всероссийском музее декоративного искусства. Москва, 2023. Courtesy музей

Щусев тут и там
Всероссийский музей декоративного искусства, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Центр Гиляровского

Празднование 150-летия со дня рождения Алексея Щусева — архитектора, художника, ученого и музейного директора — началось год назад с выставки в Третьяковской галерее. Памятный сезон подходит к концу, но посвященные архитектору проекты не заканчиваются: мы решили собрать их в этом анонсе и рассказать, чем различаются экспозиции в Музее декоративного искусства, Центре Гиляровского и Музее архитектуры.

В отличие от многих своих коллег, Алексей Щусев смог реализоваться на родине в обеих эпохах — до- и послереволюционной. Всероссийский музей декоративного искусства фокусируется на первой и представляет коллекцию ранней архитектурной графики Щусева, поступившую в музей в 2020 году (многое показано впервые). На выставке «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» показана преимущественно храмовая архитектура: зарисовки и эскизы Марфо-Мариинской обители, храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, церкви Николая Чудотворца в итальянском Бари, Спасской церкви в Натальевке и церкви в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах. Завершает экспозицию модель Мавзолея, обозначившего одновременно смену эпохи и авторского стиля.

Этот «новый» — конструктивистский — период в творчестве Щусева Центр Гиляровского («Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности») предлагает делить на три этапа: поиск стиля, зрелый конструктивизм, постконструктивизм и переход к ар-деко. Для большинства из 250 экспонатов этот показ — премьерный: экспозиция составлена из архива наследников архитектора. Представлены фрагменты авторской графики, фотографии и документы, конкурсные эскизы зданий: например, библиотеки имени В.И. Ленина, Дома Советов в Иваново-Вознесенске, проекты комплекса зданий Третьяковской галереи на Волхонке и музея Бардыгиных в Егорьевске, где впервые был применен принцип расположения музейных залов по спирали.

Музей архитектуры имени А.В. Щусева, отдавая дань уважения своему первому директору, представляет наиболее полную экспозицию из 200 архитектурных проектов и почти 600 предметов («Алексей Щусев. 150»). Здесь можно как расширить рассказ о храмовом зодчестве или конструктивистских сооружениях Щусева, начатый в двух предыдущих выставках, так и определить их место в общей хронологии его деятельности среди ранних учебных проектов в Академии художеств, строительства железнодорожных вокзалов и мостов, работы над театром оперы и балета в Ташкенте, устройства бомбо- и газоубежищ в военные годы и восстановления разрушенных городов, проектирования масштабного ансамбля Академии наук СССР и, наконец, устройства Музея русской архитектуры.

[Подробнее о выставке «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ»]

[Подробнее о выставке «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности»]

[Подробнее о выставке «Алексей Щусев. 150»]

Фрагмент экспозиции выставки «Век спорта. К 100-летию московского спорта» в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 2023. Courtesy музей

Век спорта. К 100-летию московского спорта
Новая Третьяковка

«Спорт объединяет» — на этот раз семнадцать собраний со всей страны: от Мурманского областного художественного музея до Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина. Все разнообразие советского спорта — командные игры, велосипедные и мотогонки, лыжные соревнования и катание на коньках, плавание и гимнастика, прыжки с парашютом, фехтование и борьба, тир, теннис, шахматы и даже состязание авиамоделистов — нашло отражение в более чем 130 произведениях искусства.

Кроме Александра Дейнеки, представленного в большом количестве и во всех возможных медиумах, на выставке показана живопись Александра Самохвалова, Юрия Пименова, Георгия Нисского и (неожиданно) Федора Решетникова, скульптуры Елены Янсен-Манизер, Михаила Переяславца, Александра Молева (его работа 2001 года — самая «молодая» в экспозиции) и графика Германа Черемушкина. В отдельном зале, подготовленном совместно с «Союзмультфильмом», можно проследить эволюцию советской физкультурно-спортивной мультипликации от ее возникновения до 1980-х годов.

В общем, за мотивацией для зарядки в новогодние выходные можно отправляться в Третьяковскую галерею. «Век спорта» вышел исключительно праздничным и духоподъемным. Здесь нет места поражениям, а у медалей только одна сторона: травмы, изнуряющие тренировки — все это осталось за рамками выставки.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 2023. Courtesy музей

Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Испанский сезон» в Пушкинском музее продолжается. Вслед за выставкой «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» с произведениями испанских художников XVI–XIX веков открылся, на этот раз в Галерее искусства стран Европы и Америки, новый проект — «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков».

Название выставки полностью отражает ее цель и содержание. Семь залов экспозиции — панорама образов, безошибочно ассоциирующихся с Испанией даже у тех, кто никогда не бывал на Пиренейском полуострове. Тореадоры и быки, танцоры фламенко и музыканты, Дон Кихот и Дульсинея, узкие улицы и средиземноморские пейзажи возникают в работах живописцев XIX века, художников авангарда и в произведениях современных авторов. Выставка поможет не только, выражаясь словами Максимилиана Волошина, утолить «голод по пряностям», но и проследить, как складывался «миф об Испании» в русской художественной культуре на протяжении столетий.

Точкой отсчета стали воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а также путевые заметки и жанровые картины художников начала XIX века. Путь по экспозиции пролегает по залам с пейзажами и портретами авторства Генриха Фюгера, Алексея Венецианова, Ильи Репина и Василия Сурикова. Вне зависимости от эпохи художники смотрят на культуру Испании с точки зрения иностранца и обнаруживают экзотику в привычных для местных жителей традициях. Например, портреты в испанских нарядах — примерка «чужого» образа, что подчеркивается включением в экспозицию эскизов театральных костюмов Константина Коровина, Сергея Судейкина, Александры Экстер. Среди мечтательных наблюдений за жизнью испанцев и пугающей, но завораживающей корридой на картинах Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова оказываются работы, посвященные не менее важной составляющей «мифа» об Испании — Гражданской войне, впечатления от которой отражены в графике Сергея Эйзенштейна и живописи Ивана Клюна. Выставку вопреки подчеркнуто нехронологическому подходу к созданию экспозиции завершает зал с современным прочтением испанских «образов», где представлены произведения Валерия Кошлякова, Франциско Инфанте-Арана, Леонида Тишкова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского.

[Подробнее]

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Слава героям концептуализма! 2005. Холст, масло. Фонд культуры «Екатерина», Москва

Зима, и всё опять впервые
Фонд культуры «Екатерина»

Если снегопад и минусовая температура до сих пор вызывают у вас отрицание, гнев, торг и далее по списку, то нужно обратиться к новому проекту в Фонде культуры «Екатерина», который предлагает посмотреть на зиму через призму искусства, с трех разных ракурсов. Вероятно, это поможет скорее смириться с холодами и пережить остаток сезона.

Художники первого раздела выставки наслаждаются красотой зимней природы: слепящее солнце и дымку морозного воздуха запечатлевают на фотографиях Николай Андреев, Леонид Шокин и Петр Клепиков, а почти столетие спустя, уже в живописи, — Евгения Буравлева и Егор Плотников. Снег застывает в невесомости в работах Рината Волигамси и Константина Батынкова, не оставляет ничего, кроме белого, в абстракциях Игоря Вулоха и Александра Юликова.

Вторая часть экспозиции настраивает на умиротворяющий потенциал зимы, ее «созидательную пустоту», ставшую питательной средой для художников-концептуалистов: «Коллективные действия», Андрей Филиппов и Юрий Альберт выбрали для своих акций заснеженные поля Подмосковья. Для Вячеслава Колейчука, Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой белые покровы служили холстом, а ледяные глыбы — материалом.

От дремы созерцания и уединения пробуждают игра, забава и русский фольклор — самый объемный, третий раздел выставки пестрит, как карусель, разнообразием имен, подходов к теме и сюжетов. Ирина Нахова создает иллюстрации к сказке Павла Бажова «Серебряное копытце», а Владислав Мамышев-Монро в совсем иной манере напоминает о советском фильме-сказке «Морозко». Константин Батынков, Николай Полисский и Тим Парщиков лепят снеговиков, а Наташа Юдина укутывает Венеру в меха. Не будем перечислять всех собранных на праздник героев — приходите на него сами: выставка работает до 4 февраля.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Зеленоград. 65 историй о городе» в Музее Зеленограда, 2023. Courtesy Музей Москвы

Зеленоград. 65 историй о городе
Музей Зеленограда (филиал Музея Москвы)

«г. Москва, гор Зеленоград» — именно так выглядит адрес регистрации в паспортах зеленоградцев. И хотя от неофициальной границы столицы — Московской кольцевой автодороги — этот город отделяет более 25 километров пути на северо-запад, он считается одним из столичных административных округов. Но словосочетание «административный округ» звучит бюрократически-непривлекательно, на самом деле Зеленоград можно удостоить титулов «одного из самых ярких образчиков советской урбанистической мысли» и «музея послевоенного архитектурного модернизма под открытым небом». Город был основан в 1958 году в качестве спутника Москвы, куда из столицы планировалось перевести ряд промышленных предприятий, построив рядом с ними малоэтажные жилые кварталы. Но вскоре концепция изменилась, и Зеленоград превратился, как бы мы сейчас выразились, в «инновационный кластер» советской электроники и микроэлектроники, а заодно стал экспериментальной площадкой архитекторов-новаторов. Собственно, 65-летней годовщине со дня основания города и посвящена выставка в музее Зеленограда, который совсем недавно переехал в построенный в 1969 году по проекту Феликса Новикова, Игоря Покровского и Григория Саевича дом «Флейта» — один из символов того, уже далекого, архитектурного эксперимента.

Большинство из 65 экспонатов демонстрируются в длинной белой витрине, конструкция которой остроумно обыгрывает архитектурные очертания «дома на ножках», к типу которого принадлежит «Флейта». Все эти предметы так или иначе связаны со строителями города, и за каждым из них стоит очень личная человеческая история. Медаль первому рожденному в Зеленограде ребенку, именная строительная каска, комсомольская путевка и прочие советские артефакты — такую номенклатуру предметов можно увидеть в краеведческих музеях практически всех «новых советских городов», строившихся с конца 1950-х годов вокруг производств от Нижнекамска в Татарстане до Железногорска в Курской области. Но другие экспонаты — созданный явно западноевропейским мастером образ «Моление о чаше» — удивляют, а другие — например, артефакты «Ведогонь-театра» — раскрывают город с неожиданной стороны, как место с сильным культурным кодом и «лица необщим выраженьем».

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100