Смотреть фотографии

Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков

Поклонники испанского колорита: от Венецианова до Дубосарского.

ImageImageImageImage

«Испанский сезон» в Пушкинском музее продолжается. Вслед за выставкой «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» с произведениями испанских художников XVI–XIX веков открылся, на этот раз в Галерее искусства стран Европы и Америки, новый проект — «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков».

Название выставки полностью отражает ее цель и содержание. Семь залов экспозиции — панорама образов, безошибочно ассоциирующихся с Испанией даже у тех, кто никогда не бывал на Пиренейском полуострове. Тореадоры и быки, танцоры фламенко и музыканты, Дон Кихот и Дульсинея, узкие улицы и средиземноморские пейзажи возникают в работах живописцев XIX века, художников авангарда и в произведениях современных авторов. Выставка поможет не только, выражаясь словами Максимилиана Волошина, утолить «голод по пряностям», но и проследить, как складывался «миф об Испании» в русской художественной культуре на протяжении столетий.

Точкой отсчета стали воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а также путевые заметки и жанровые картины художников начала XIX века. Путь по экспозиции пролегает по залам с пейзажами и портретами авторства Генриха Фюгера, Алексея Венецианова, Ильи Репина и Василия Сурикова. Вне зависимости от эпохи художники смотрят на культуру Испании с точки зрения иностранца и обнаруживают экзотику в привычных для местных жителей традициях. Например, портреты в испанских нарядах — примерка «чужого» образа, что подчеркивается включением в экспозицию эскизов театральных костюмов Константина Коровина, Сергея Судейкина, Александры Экстер. Среди мечтательных наблюдений за жизнью испанцев и пугающей, но завораживающей корридой на картинах Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова оказываются работы, посвященные не менее важной составляющей «мифа» об Испании — Гражданской войне, впечатления от которой отражены в графике Сергея Эйзенштейна и живописи Ивана Клюна. Выставку вопреки подчеркнуто нехронологическому подходу к созданию экспозиции завершает зал с современным прочтением испанских «образов», где представлены произведения Валерия Кошлякова, Франциско Инфанте-Арана, Леонида Тишкова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского.

[0+]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100