Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности
К завершению 150-летнего юбилея.
Празднование 150-летия со дня рождения Алексея Щусева — архитектора, художника, ученого и музейного директора — началось год назад с выставки в Третьяковской галерее. Памятный сезон подходит к концу, но посвященные архитектору проекты не заканчиваются: мы решили собрать их в этом анонсе и рассказать, чем различаются экспозиции в Музее декоративного искусства, Центре Гиляровского и Музее архитектуры.
В отличие от многих своих коллег, Алексей Щусев смог реализоваться на родине в обеих эпохах — до- и послереволюционной. Всероссийский музей декоративного искусства фокусируется на первой и представляет коллекцию ранней архитектурной графики Щусева, поступившую в музей в 2020 году (многое показано впервые). На выставке «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» показана преимущественно храмовая архитектура: зарисовки и эскизы Марфо-Мариинской обители, храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, церкви Николая Чудотворца в итальянском Бари, Спасской церкви в Натальевке и церкви в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах. Завершает экспозицию модель Мавзолея, обозначившего одновременно смену эпохи и авторского стиля.
Этот «новый» — конструктивистский — период в творчестве Щусева Центр Гиляровского («Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности») предлагает делить на три этапа: поиск стиля, зрелый конструктивизм, постконструктивизм и переход к ар-деко. Для большинства из 250 экспонатов этот показ — премьерный: экспозиция составлена из архива наследников архитектора. Представлены фрагменты авторской графики, фотографии и документы, конкурсные эскизы зданий: например, библиотеки имени В.И. Ленина, Дома Советов в Иваново-Вознесенске, проекты комплекса зданий Третьяковской галереи на Волхонке и музея Бардыгиных в Егорьевске, где впервые был применен принцип расположения музейных залов по спирали.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева, отдавая дань уважения своему первому директору, представляет наиболее полную экспозицию из 200 архитектурных проектов и почти 600 предметов («Алексей Щусев. 150»). Здесь можно как расширить рассказ о храмовом зодчестве или конструктивистских сооружениях Щусева, начатый в двух предыдущих выставках, так и определить их место в общей хронологии его деятельности среди ранних учебных проектов в Академии художеств, строительства железнодорожных вокзалов и мостов, работы над театром оперы и балета в Ташкенте, устройства бомбо- и газоубежищ в военные годы и восстановления разрушенных городов, проектирования масштабного ансамбля Академии наук СССР и, наконец, устройства Музея русской архитектуры.