Будущее завтра единственная наша цель. Побежденным представляем возможность остаться во вчера
Газета «Искусство коммуны» отдела изобразительных искусств Наркомпроса выходила в Петрограде всего несколько месяцев (с декабря 1918 по апрель 1919 года), но была самым боевым и энергичным «листком» искусства революционного авангарда, тон которого задавали критики Николай Пунин и Осип Брик и художники, вроде Казимира Малевича. Сегодня мы публикуем две заметки из мартовских номеров газеты — составленное поэтом- пролеткультовцем Алексеем Гастевым и футуристом Григорием Петниковым воззвание Литературного комитета всеукраинского совета искусств и редакционный «ответ» на него.
Воззвание Литер. Ком. Всеукраинского Совета Искусств
Товарищи рабочие! Mы на краю столетий. Пролетариат призван ныне творить новое искусство. Напором нашей отваги мы взламываем ворота в будущее.
Будущее завтра единственная наша цель. Побежденным представляем возможность остаться во вчера.
Товарищи! Внесите свои молоты, чтобы выковать новое слово. Это дело озарено невиданным доселе огнем пышащих горнов вашей упорной воли,
Стройте авангард революционного пролетарского искусства!
Пусть земной шар будет охвачен пожаром нашей пламенеющей воли.
Будем работать вместе. Организован Всеукраинский Комиссариат Искусств.
На очереди целый ряд пролетарских изданий. Несите свой яркий клич, свою веру, весите стихи, рисунки, рассказы, музыку.
В недалеком будущем Совет созывает митинг рабочих — поэтов, писателей, художников.
Давайте покажем, что рабоче-крестьянское сердце умеет повелевать своей судьбой.
А. Гастев, Н. Левченко, Г. Петников. Газета «Искусство коммуны», 2 марта 1919 года.
Единение
В предыдущем номере (13) «Искусство Коммуны» было помещено воззвание Литературного Комитета Всеукраинского Совета Искусств, воззвание, которое мы с тем большим удовольствием, приветствуем, что оно подписано одним из наиболее видных поэтов «Пролеткульта» А. Гастевым и одним из лучших наших молодых (т. н. «футуристов») поэтов Г. Петниковым.
На далекой освобожденной Украине обменялись рукопожатиями представители двух различных, по своему происхождению, художественных течений нашей, революционной культуры.
«Будущее завтра единственная наша цель. Побежденным представляем возможность остаться во вчера» — священные слова наших надежд и нашей вражды, далекое эхо наших зовов.
Тем самым мы имеем несомненное право утверждать, что победоносные советские войска несут творческую культуру туда, куда они вступают. Старое буржуазное искусство, как и старый политический строй, летят в тартарары вместе с Скоропадскими (скоропадующими, если говорить обывательски) правительствами. На их место приходит то, что вмещает в себе высшее творческое напряжение — искусство новаторов и искусство пролетарское — им обоим принадлежит будущее.
Мы всегда были уверены, что инициатива пролетариата в том виде, как она оформилась, хотя бы в Пролеткульте должна будет слиться с инициативой профессиональных мастеров-творцов, искателей и изобретателей новых художественных форм. Однако, до сих пор мы, при всем нашем желании, не могли осуществить этого слияния. Причин тому много, главнейшая: среди «пролеткультцев» оказалось слишком много не только не пролетарских, но вообще не художников, во всяком случае, не творческих художников. Кроме того, слиянию мешали случайные местные причины. В результате получилась довольно своеобразная картина: отдельные представители этих двух лагерей стали друг друга обвинять в контрреволюции. Ну что ж, бывает и так...
Понятно поэтому, какой радостной вестью было для нас воззвания украинского совета искусств, подписанное Гастевым и Петниковым. Мы хотим думать, что соединение этих двух имен под всеукраинским воззванием положит конец розни между пролеткульцами и художниками новаторами.
Спор о том, какое из этих двух течений «пролетарское», в сущности, нелепый спор. Пролетарское то, которому принадлежит будущее. Кто же из нас может раздавать это будущее, не рискуя самым бесчестным образом обмануть своих «клиентов». Творчество, изобретение — вот единственные гарантии. Создавайте — остальное дело не наше. Будем создавать — в этом наша профессия.
Лучше при этом, если мы будем работать рука об руку, но может статься, что каждый из нас будет делать свое ответственное дело самостоятельно и отдельно. Не так давно мы принуждены были думать о раздельном творчестве, хотя не теряем веры в единение, теперь мы надеемся на это единение. Хорошо! Наши задачи велики и трудны — подадим же друг другу руки: «напором нашей отваги мы взламываем вороты в будущее».
Без подписи. Газета «Искусство коммуны», 2 марта 1919 года.