Аладдин Гарунов. Метафоры преодолеваемых расстояний
Этнографическое самоисследование средствами современного искусства
Аладдин Гарунов сделал свое этническое наследие своим художественным кредо. Инструментами искусства — то есть западными инструментами — он препарирует восточный жизненный уклад. Работы Гарунова — например, инсталляция «Тотальная молитва», которой отведен отдельный зал — растут из проблематичной зоны между требованиями современного и традиционного образов жизни, в которой вольно или невольно находится любой восточный человек в России.
В своих инсталляциях Гарунов использует предметы повседневного быта современных горских народов: обувь, ковры, домашнюю утварь. Все это слито с видео, фото, современными инсталляционными практиками. Дважды выходивший в финал премии Кандинского (в 2010 и 2012 годах) Гарунов уверен, что средствами современного искусства восточные народы могут анализировать свою специфику: «Если уж мы не можем оторваться от своих ковров, надо постараться не повторять их, а использовать». Работы Гарунова имеют четкую цель: преодолевать расстояние между кавказской и русской идентичностью, ставшее в современной России полем конфликта. В названии выставки эти расстояния упомянуты как уже «преодоленные», и сама выставка — путеводитель по возможным коротким путям к взаимопониманию.