Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Декабрь 2025

Весь авангард — в квартирах, все Бенуа — в Манеже. Рассказываем о хороших предновогодних выставках Петербурга.

Тимур Новиков. Петропавловская крепость. 1980. Собрание семьи художника

Все Бенуа — Всё Бенуа
Центральный выставочный зал «Манеж»

Рассказывая о художественной династии Бенуа, петербургский Манеж стремится совместить чуткость к индивидуальностям ее представителей с обширным повествованием о русском искусстве начала XX века. Наследие Александра Бенуа выступает здесь связующим мотивом: от основания «Мира искусства» и сказочной «Азбуки» до декораций «Русских сезонов». Его окружают произведения братьев Леонтия и Николая, племянников Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой, а также Константина Сомова, Ильи Репина и других современников, создающие картину стилистического разнообразия в творческой жизни дореволюционной России. Живопись и графика представлены наряду с предметами декоративно-прикладного искусства, костюмами и архивными объектами, которые расширяют зрительское восприятие эпохи.

[Подробнее]

В Музее ОБЭРИУ. Санкт-Петербург. Фото: пресс-служба музея. Источник: theblueprint.ru

Комнаты ОБЭРИУ
Музей ОБЭРИУ

Музей ОБЭРИУ, открывшийся в бывшей квартире поэта Александра Введенского, посвящен одному из ярчайших творческих содружеств Петербурга 1920-х. Члены Объединения реального искусства, куда помимо Введенского входили Даниил Хармс, Николай Заболоцкий и другие, стремились к освобождению искусства от традиции через абсурд, парадокс и абстракцию.

Произведения обэриутов уцелели и дошли до нас благодаря ряду случайностей, поэтому первая выставка музея посвящена не только вновь открытому пространству как носителю памяти об авангарде, но и разным подходам к сохранению наследия. В разных комнатах квартиры фрагменты своих собраний представили Владимир и Кристина Березовские (KGallery), Ильдар Галеев (Галеев-галерея), издательство «Вита Нова», Вениамин Голубицкий, МИРА коллекция, Михаил Сеславинский и Константин Эрнст. Таким образом, проект запускает процесс рефлексии музея о культурном наследии места и формирования на его основе нового интеллектуального сообщества.

[Подробнее]

Федор Васильев. Деревня. 1869. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Васильев. К 175-летию со дня рождения
Государственный Русский музей

Русский музей представляет юбилейную ретроспективу Федора Васильева — одного из самых тонких мастеров русской пейзажной живописи XIX века. Переосмысляя романтизм, «Барбизонскую школу», визуальную монументальность работ его друзей Ивана Шишкина и Ильи Репина, Васильев сформировал собственную лирическую индивидуальность. Его пейзажи, детально насыщенные и при этом эмоционально подвижные, стали важным этапом в развитии образа национальной природы в искусстве XIX века, предвосхитив «просторы» Исаака Левитана и радикальные эксперименты Архипа Куинджи. Экспозиция объединяет почти сто работ: от хрестоматийной «Оттепели» до графических произведений.

[Подробнее]

Работа Олега Кудряшова с выставки в Музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты». Courtesy музей

КВ-7. Олег Кудряшов
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Масштабные гравюры Олега Кудряшова заполняют пространство КВ-7 звучными формами, сочетающими смелую авангардную беспредметность с чутким восприятием колорита и свободной трактовкой геометрии. Здесь же располагаются большой станок, нагромождение офортных игл, инструментов и цинковых листов, а также другие элементы его воссозданной мастерской. Их осязаемые фактуры подчеркивают значимость ремесленного измерения в творчестве Кудряшова — в практике, вытекающей не из отвлеченных теоретических изысканий, но из тактильного и интуитивного восприятия материала, линии и цвета.

[Подробнее]

Евгений Юфит. Из серии «Шелест». 1996. Фотография. Источник: gisich.com

Евгений Юфит. НЕМОЙГОРИЗОНТ
Санкт-Петербургское Общество «А–Я»

Камерная ретроспектива Евгения Юфита в Обществе «А-Я» фокусируется на фотографическом амплуа российского кинорежиссера. Экспозиция объединяет снимки, созданные с конца 1990-х по 2014 год и отражающие в том числе идеи основанного Юфитом течения «некрореализма». Концентрируясь в фотографии на пограничных состояниях тела и разума — между жизнью и смертью, рассудком и безумием, — художник нередко облекает их в фантасмагорическую черно-белую форму и превращает экзистенциальные переживания человека в парадоксальную визуальную притчу. Выставку дополняют кинопоказы, подробнее раскрывающие метод Юфита.

[Подробнее]

Читайте также