BRAFA-2016: кабинет редкостей

С 23 по 31 января 2016 года в Брюсселе проходит 61-я ярмарка искусства BRAFA. 137 галерей из 17 стран мира показывают (и продают) свои сокровища под сводами построенного в начале XX века по проекту архитектора Эрнеста ван Хюмбека выставочного центра Tour & Taxis, застланного созданными по рисункам студентки Национальной школы визуального искусства La Cambre Саломе Корвалан коврами и украшенного композициями из растений, выполненными специальным гостем фестиваля «Гентские флоралии», антверпенским флористом Марком Колле. Мария Кравцова любовалась живописью старых мастеров и приценивалась к чучелу двухголового теленка.

Беседа со Святым Себастьяном. Стенд галереи De Backker, Хогстратен. Фото: Emmanuel Crooy. Courtesy BRAFA

Еще пять лет назад необычное слово BRAFA (а на самом деле аббревиатура — Brussels Art Fair, Брюссельская ярмарка искусств, организованная в 1956 году некоммерческой организацией «Ярмарка антикваров Бельгии») не вызывало у нашего соотечественника практически никаких ассоциаций. Летом русские коллекционеры, журналисты, представители музеев и просто интересанты ездили в Базель, а осенью местом встречи были Лондон, а затем Париж с их знаменитыми ярмарками современного искусства Frieze и FIAC. Те, кто был привержен «вечным ценностям», заранее бронировали билеты и отели в Париже, где раз в два года в сентябре открывалась Биеннале антикваров (с 2015 года это событие стало ежегодным), а в марте старались не пропускать знаменитую ярмарку старых мастеров (а с некоторых пор и не только старых) TEFAF в Маастрихте. Зима ассоциировалась прежде всего с Мадридом, где в конце февраля открывалась ярмарка современного искусства ARCO (кое-кому, правда, скорее из спортивного, чем из практического интереса удавалось преодолеть Атлантический океан и в начале декабря десантироваться у теплых вод Майами-Бич, где с 2002 года проходит дочерняя по отношению к швейцарской ярмарке Art Basel ярмарка Art Basel Miami Beach). Всего за несколько лет менеджмент BRAFA сделал если не невозможное, то очень трудное дело, приучив зачастую консервативных в своих пристрастиях и маршрутах и обладающих всеми признаками туннельного зрения русских к еще одной важной европейской ярмарке. Отныне годовой цикл арт-рынка начинается в конце января в Брюсселе, а BRAFA включена в дорожную карту любителей и профессионалов мира искусства из России.

Флоральные композиции Марка Колле на BRAFA-2016. Фото: Emmanuel Crooy. Courtesy BRAFA

Правила игры

Почти 45% экспонентов ярмарки (55 из 137) — бельгийские галереи, вслед за которыми гордо шествуют французы (республику представляет 48 галерей), швейцарцы (8), немцы и англичане (каждая страна представлена шестью стендами). Среди экспонентов также есть галереи из Нидерландов, Италии, Монако, Австрии, Канады, Испании, Венгрии, Японии, Люксембурга, США и России. Сливки антикварного мира на BRAFA представляют специализирующаяся на античных древностях женевская галерея Phoenix Ancient Art и бельгийская De Jonckheere, известная своей коллекцией живописи старых мастеров. Но в большинстве своем участники BRAFA — средний эшелон художественного рынка, галереи с многолетней историей и крепкой репутацией, во главе которых нередко стоят потомственные антиквары.

Ян Фабр. Из серии Sacrum Cerebrum. Караррский мрамор. €90 тыс. Cтенд галереи Guy Pieters, Кнокке-Хейст. Фото:  Мария Кравцова/Артгид

Что касается современного искусства, то если еще пять лет назад этот сегмент в большинстве случаев был представлен дилерскими галереями, которые торговали произведениями со вторичного рынка, то сегодня среди участников ярмарки становится больше тех, кто непосредственно работает с теми или иными художниками. Среди них — «бельгийский Гагосян», галерея Guy Pieters, представившая на своем стенде работы из нового проекта Яна Фабра Sacrum Cerebrum (€90 тыс. за небольшие объекты из каррарского мрамора) или парижская галерея Martel Greiner, одним из направлений деятельности которой являются ювелирные украшения по эскизам известных скульпторов (так, кольцо от кинтетиста Поля Бюри, чья большая скульптура украшает одну из площадей бельгийской столицы, обойдется в €8 тыс.). Но о каком бы (старом или новом) искусстве ни шла речь, ключевым словом для организаторов ярмарки является слово «репутация». Накануне открытия BRAFA анонимно инспектируют сто представителей Бельгийской палаты экспертов произведений искусства, которые ищут сомнительные работы (такие владельцам галерей настоятельно рекомендуется снять со стендов до открытия), тогда как организаторы ярмарки составляют собственный топ-лист, в который входят наиболее ценные и безупречные в плане провенанса произведения (в этом году в топ-лист организаторов вошла галерея с русскими корнями Kunstberatung Zürich AG, на стенде которой было рекомендовано обратить внимание на работы художников XVI столетия Антониса Мора, Питера Кукка ван Алста и Дениса ван Алслота).

Денис ван Алслот. Деревенский праздник. Дерево, масло. Стенд галереи Kunstberatung Zürich AG, Цюрих. Courtesy BRAFA

Цены и ценности

BRAFA привлекает прежде всего своим универсализмом, предлагая коллекционерам, любителям искусства, а также декораторам, среди которых много многолетних клиентов ярмарки, не только работы старых мастеров, пионеров модернизма, а также современную скульптуру, живопись и графику, но и археологические раритеты (так, британская галерея Finch & Co представила на своем стенде большой выбор орудий эпохи палеолита в среднем от €2 до €3 тыс. за артефакт), примитивное искусство, фарфор, стекло, нумизматические и букинистические редкости, дизайн, ювелирное искусство и даже комиксы.

Макс Эрнст. Цветы на зеленом фоне. 1928. Холст, масло. 65,1 х 81. €850 тыс. Стенд галереи Die Galerie, Франкфурт-на-Майне. Фото: Мария Кравцова/Артгид

Многое из того, что представлено на стендах ярмарки, прежде всего отражает вкус и пристрастия жителей Бельгии — страны, которая гордится тем, что в ней живет самое большое количество коллекционеров в мире (чему в последние годы немало способствуют более гибкие, чем в других странах Евросоюза, правила налогообложения и таможенного контроля, которые привлекают в королевство состоятельных людей со всего мира). На BRAFA много экзотики в прямом и переносном смысле этого слова, начиная с примитивного искусства, любовь к которому бельгийцы сохранили с тех времен, когда их маленькая страна владела одной из самых больших и богатых территорий Центральной Африки, так называемым Бельгийским Конго, и заканчивая комиксами и рисованными историями, у которых много поклонников не только в Америке, но и в Европе (сенсацией прошлогодней BRAFA стала продажа брюссельской галереей Huberty & Breyne за €2,5 млн нарисованной Эрже обложки десятой книги приключений Тинтина под названием «Таинственная звезда». В этом году галерея представила другой раритет Эрже — лист из комикса про приключения предшественников Тинтина Квика и Флюпке за €1 млн).

Рембрандт. Нищие. 1630. Офорт. €16,5 тыс. Стенд галереи Douwes Fine Art, Амстердам. Фото:  Мария Кравцова/Артгид

В какой-то степени олицетворением BRAFA является галерея амстердамская Douwes Fine Art, несколько цинично смешавшая на своем стенде старых мастеров (так, небольшой цветочный натюрморт голландского мастера первой половины XVII столетия Амброзиуса Боссарта Младшего можно было приобрести за €160 тыс.), гравюры Рембрандта (представленные в ценовом диапазоне от €16,5 тыс. до €32,5тыс.), работы салонных живописцев XIX века и современных бельгийских авторов (так, ассамбляж «Обнаженная на софе в синюю полоску» Яквеса Вердёйна предлагался за €7 тыс.).

Яквес Вердёйн. Обнаженная на софе в синюю полоску. 2006. Смешанная техника. €7 тыс. Стенд галереи Douwes Fine Art, Амстердам. Фото: Мария Кравцова/Артгид

Той же стратегии придерживается лондонская галерея Stern Pissarro, смело смешавшая импрессионистов и модернистов вроде Клода Моне (самой дорогой работой стенда стал его пейзаж за €6,8 млн), Марка Шагала (его «Цветы в синей вазе» 1936 года и «Скрипач на свадьбе» 1975 года стоили одинаковые €380 тыс.) и Генри Мура (за его крошечную статуэтку настольного формата просили €52,5 тыс.) с ныне живущими авторами вроде Яёи Кусамы (ее объект «Цветок» продавался за €48 тыс.) и Аниша Капура (гуашь среднего формата ждала своего покупателя за €50 тыс.). Впрочем, на ярмарке можно было найти и настоящие редкости, вроде изображения кошки Леонара Фуджиты на стенде президента BRAFA галериста Харолда т’Кинта де Роденбеке (цена по запросу) или небольшой (всего 22,7 х 14 см) карандашной работы «Кентавр и цветы» Одилона Редона, которую парижская галерея Helene Bailly оценила в €80 тыс.

Святой Николай. Фреска. X век. Балканы (?).€57,5 тыс. Стенд галереи De Backker, Хогстратен. Фото:  Мария Кравцова/Артгид

Постоянный участник BRAFA, специализирующаяся на искусстве Средних веков галерея De Backker, кроме отмеченных Бельгийской палатой экспертов двух фрагментов фрески XIV века с изображением монахов из рефектория бывшего доминиканского монастыря в Генте, представила византийскую фреску X века с изображением Святого Николая (€57,5 тыс.) и деревянную итальянскую скульптуру XIV века, изображающую Святого Себастьяна (€125 тыс.). Впрочем, на BRAFA нашлось место не только серьезному искусству, но и макабру, кунсткамере и тому, что для людей эпохи Великих географических открытий, а позже — беспощадных торговых корпораций зари колониализма олицетворяло полноту мира. Природные артефакты вроде чучела двухголового теленка времен королевы Виктории или гигантского скелета ископаемого соседствуют (иногда на одном стенде) с россыпями ювелирных украшений и тонким китайским фарфором.

Слева: чучело двухголового теленка. XIX век. €14,75 тыс. Стенд галереи Finch & Co, Лондон.Справа: Портрет-перевертыш. 1792. Дерево, масло. Германия. €5,5 тыс. Стенд галереи Porfirius Kunstkammer, Нерейсе. Фото: Мария Кравцова/Артгид

Редкие русские и русские редкости

Пять лет назад европейские антиквары откровенно признавались, что мечтают о российских покупателях — после финансового кризиса 2008 года ярмарка потеряла большую часть своей североамериканской клиентуры (на BRAFA-2015 не были редкостью работы с провенансами из американских частных собраний) и надеялась увидеть в новых русских старых американцев. Пока о русском буме говорить рано, но, как с улыбкой заметил один из галеристов, в эпоху глобализации и великого переселения народов уже нет никакого смысла интересоваться происхождением клиента.

Наталия Гончарова (приписывается). Женщина в кресле. 1904. Холст, масло. Лицевая сторона и оборот подрамника. €600 тыс. Стенд галереи Chiale Fine Art, Раккониджи. Фото: Мария Кравцова/Артгид 

Так или иначе, предложение следует за спросом. Сегодня, кроме, может быть, щедро рассыпанных по ярмарке абстракций Сержа Полякова, который, по сути, никогда не был русским художником, BRAFA не делает «специальных предложений» потенциальным клиентам из России. Работы русских художников находятся случайно, например, среди кресел XVIII столетия и статуй Будды, с которыми соседствует полотно Наталии Гончаровой 1904 года на стенде итальянской галереи Chiale Fine Art (цена €600 тыс.). Парижская галерея Clara Scremini представляет объекты из стекла живущей в Дании художницы русского происхождения Марии Кошенковой (отечественный зритель знаком с ней по проекту 4 Eyes, который был показан в 2014 году в выставочном пространстве Краснодарского института современного искусства). Каждый из фрагментов «Норвежского дерева» был оценен в €5 тыс., и вся серия полностью продана в первый же день превью ярмарки одному покупателю.

Мария Кошенкова. Норвежское дерево.  €5 тыс. (каждый объект). Стенд галереи Clara Scremini, Париж. Фото:  Мария Кравцова/Артгид

На стенде Chambre professionnelle belge de la Librairie Ancienne et Moderne (CLAM) кроме офортов одного из самых известных в мире бельгийских художников Джеймса Энсора (в ценовом диапазоне от €1,9 тыс. до €30 тыс.) был представлен сет из пяти журналов «Радиослушатель», с которым в конце 1920-х сотрудничал Александр Родченко (стоимость сета €3 тыс.).

Сет из пяти журналов «Радиослушатель». 1920-е. €3 тыс. Стенд Chambre professionnelle belge de la Librairie Ancienne et Moderne (CLAM), Брюссель. Courtesy BRAFA

За весь «русский арт-бизнес», как уже говорилось, отвечала одна-единственная российско-швейцарская галерея Kunstberatung Zürich AG, совладельцем которой является галерист и коллекционер Андриан Мельников. Но если в прошлом году на стенде галереи почетное место было отдано работам русских классиков (в том числе самой дорогой картине на ярмарке — «Зимнему пейзажу» Казимира Малевича за €7 млн), то в этом году Kunstberatung Zürich AG представила живопись старых европейских мастеров, в частности, художника XV столетия Джованни ди Сер Джованни (известного также как Ло Скеджа) с композицией «Триумф Александра Македонского» (роспись передней панели сундука-кассоне) по цене «в районе» €1 млн или голландского живописца XVII столетия Симона де Воса, чье полотно «Христос во время бури на море Галилейском» стоило «в районе» €100 тыс. Выводы можете сделать сами.

Симон де Вос. Христос во время бури на море Галилейском. 1641. Дерево, масло. Около €100 тыс. Стенд галереи Kunstberatung Zürich AG, Цюрих. Фото:  Мария Кравцова/Артгид
В оформлении материала использована репродукция работы Тома Вессельмана «Розмари в гольфах». 1989. Сталь, эмаль. Цена по запросу. Samuel Vanhoegaerden, Кнокке-Хейст. Фото: Мария Кравцова/Артгид

 

Публикации

Rambler's Top100