BRAFA в Брюсселе: эклектика везде и всюду
В Брюсселе завершилась юбилейная, 60-я, ярмарка антиквариата и изящных искусств BRAFA. Олег Краснов выяснил, чем она отличается от прочих ярмарок искусства, а также узнал у галеристов, как чувствует себя арт-рынок и куда делись коллекционеры из России.
Вид экспозиции ярмарки BRAFA. 2015. Фото: © Emmanuel Crooy
Брюссельская ярмарка BRAFA (Brussels Art Fair) — одно из старейших антикварных событий в мире. Она впервые состоялась 1956 году, когда распахнула свои двери в брюссельском выставочном зале «Арлекин». В 2004-м BRAFA обрела постоянную прописку в просторном индустриальном здании начала XX века Tour & Taxis, построенном по проекту архитектора Эрнеста ван Хюмбека в центре бельгийской столицы. Нынешний президент ярмарки Харолд т'Кинт де Роденбеке называет это место «объектом зависти французских и английских коллег — такого сочетания удобного расположения и размера площадки нет ни в Париже, ни в Лондоне».
По свидетельствам участников и посетителей, сегодня ярмарка переживает второе рождение: в ней участвует 126 международных галерей из 15 стран, VIP-открытие продолжается в течение трех дней, а на гала-ужине, который сервируется на полторы тысячи гостей, непременно присутствует принцесса Астрид Бельгийская. За десять дней работы второй год подряд ярмарку посещают более 55 тысяч человек.
Главные клиенты здесь — бельгийские, французские и европейские коллекционеры с семейными традициями, декораторы и начинающие собиратели. Сюда приезжают целыми семьями, и одна из частых мизансцен на ярмарке — это шествие поколений. Здесь любят большие компании, уделяют им массу внимания и охотно рассказывают истории каждого из раритетов. И посетители отвечают взаимностью. О растущем статусе BRAFA говорит и впечатляющее количество работ стоимостью более миллиона евро: если три-четыре года их можно было пересчитать по пальцам одной руки, то теперь они есть на стендах почти половины галерей.
Искусство и поклонники
Настоящей сенсацией в этом году стала продажа за €2,5 млн нарисованной знаменитым Эрже обложки к «Таинственной звезде», десятой части его комикса-саги «Приключения Тинтина», со стенда Huberty & Breyne Gallery. Эта сумма почти в два раза превысила аукционный рекорд 2012 года на аналогичную обложку к «Тинтину в Америке», проданную на парижских торгах Artcurial. Не меньший ажиотаж вызвали новости со стендов Galerie Didier Claes и Phoenix Ancient Art. Первые продали редкий медный барельеф из Бенина середины XVI — начала XVII века за €1 млн. Пластина с выбитым на ней изображением короля и цветочным орнаментом — одна из 304, некогда украшавших покои правителя страны. До нас дошло лишь несколько из них; этот барельеф выставлялся в Британском музее и когда-то принадлежал легендарному парижскому арт-дилеру Шарлю Раттону, привившему Европе интерес к искусству коренных народов Африки и Океании. В Phoenix Ancient Art был зарезервирован уникальный греко-римский бронзовый стол с инкрустацией из серебра, датированный I в. до н.э. — I в. н.э.
Впрочем, для BRAFA торговля произведениями, находящимися в высшем ценовом сегменте, остается скорее исключением из правил. Главными же здесь остаются экспонаты, о которых не кричат газетные заголовки: они не столь дорогие, но все же способны привить вкус и усладить глаз. Таких здесь тысячи — от фрагментов античных капителей, китайской средневековой скульптуры, посуды, рисунка и живописи разных веков и самых разнообразных кабинетных штучек до местных коллекционных специалитетов — комиксов и старого искусства Африки и Океании времен колониальных захватов. Все отменного качества и по ценам более чем адекватным (что привлекает на BRAFA множество перекупщиков, затем выставляющих купленные на ней работы на других ярмарках).
Так, в галерее Harold t'Kint de Roodenbeke, которой владеет президент ярмарки, можно было найти небольшой (16×21,5 см) натюрморт с масками бельгийского модерниста Джеймса Энсора за €155 тыс. и подписные принты Эрже от €15 до €25 тыс. В Costermans — чудесную сцену в трактире Тенирса Младшего за €250 тыс. и французские каминные часы XVIII века с позолоченными фигурами и мозаичным перламутровым циферблатом за €25 тыс. Пейзажи фовиста Мориса де Вламинка на разных стендах стоили от €57 до €200 тыс.
В лондонской галерее Stern Pissarro Gallery крупный меланхоличный «Портрет мадам Ван Дер Велде» 1920-х годов кисти Кеса ван Донгена отдавали за €450 тыс., а рисунки Камиля Писсарро от €15 до €30 тыс. В парижской Galerie Jacques Barrère повышенным спросом пользовались фигуры из китайского ансамбля XVII века: дюжина из них была продана за два дня превью по €14 тыс. каждая.
Повинуясь требованиям времени и характерной для бельгийских коллекционеров эклектичности собраний, на BRAFA с каждым разом становится все больше современного искусства. Хорошим тоном — с подачи легендарного антиквара и декоратора Аксела Вервордта — считается иметь на стенде хотя бы одну работу художника наших дней. В той же Stern Pissarro Gallery импрессионисты и модернисты первого ряда соседствовали с абстракциями Деймиана Херста. У самого Вервордта античные древности сочетались с индийскими божествами и работами звезды современного африканского искусства Эль Анацуи. В миланской Galleria Robertaebasta мебель ар-деко уживалась с роскошным ковром с буквами Алигьеро Боэтти (€400 тыс.). Неудивительно, что самый крупный стенд ярмарки в этом году занимала Guy Pieters Gallery, в обойме которой едва ли не все современные звезды — от Тома Вессельмана и Брюса Наумана до Энтони Гормли. Ее владелец Ги Питерс доволен: раскуплена серия мистических бронзовых бюстов Яна Фабра; своего ценителя нашло светящееся панно $ Тима Нобла и Сью Вебстер ценой €320 тыс.; зарезервированы два огромных коллажа Гилберта и Джорджа.
Тренды, кризис, русские
Об умелом сочетании произведений древнего и современного искусства здесь говорит буквально всё. Достаточно спросить любого антиквара на ярмарке: он разведет руками, мол, посмотрите вокруг, эклектика везде и всюду. Это и есть один из главных принципов ярмарки. Здесь декораторов ценят не меньше коллекционеров — они приводят сюда своих клиентов, их нанимают и сами галеристы для того, чтобы в небольшом пространстве стенда-комнаты показать, какой уют и эстетическое наслаждение можно получить при умелом сочетании цветов, фактур и эпох. «Что касается выбора произведений, то все больше коллекционеров отходят от современного искусства и обращаются к классике. В современном искусстве всегда покупают большие имена, что подстегивает цены на них, но мало кто может себе это позволить. Зато в старом искусстве можно покупать то, что действительно нравится, не беспокоясь о том, что цены упадут. Этого никогда не случится, — утверждает совладелец Stern Pissarro Gallery Дэвид Штерн. — Сейчас больше покупают импрессионистов и модернистов, чем пять лет назад, но я советую все же обращать внимание на цены и имена». В качестве примера разумного вложения денег он приводит работы художников одной школы и периода: «Если небольшой масляный натюрморт Жоржа Брака 1955 года сегодня еще можно купить за €80–100 тыс., то аналогичная работа Пикассо будет стоить уже более миллиона евро».
Точно так же галеристы разводят руками и на вопрос о кризисе: «Мы его не ощущаем!» По их словам, рецессия в России и мировые цены на нефть не отразилась на покупательской способности европейских, американских и азиатских коллекционеров. «Впрочем, кризис не отразился и на наших русских клиентах, — говорит Аксел Вервордт. — В основном мы оформляем дома тех русских, которые имеют недвижимость за пределами России, а на их благосостоянии, кажется, ничего не отражается. И они продолжают покупать искусство».
Об отсутствии боязни кризисной ситуации говорила и внушительная группа российских коллекционеров, прибывших на BRAFA, и стенд галереи Kunstberatung Zurich AG из Цюриха с работами русских классиков, на котором красовалась самая дорогая картина на ярмарке — «Зимний пейзаж» Казимира Малевича за €7 млн.