Выставки недели в России: выбор «Артгида». Апрель 2024

В Уфе происходит трансформация, в Истре выводят формулу Руси, а в Красноярске заглядывают по ту сторону. О том, что еще творится в России накануне майских праздников, читайте в нашей подборке.

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. 1914. Фрагмент. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Пространство музея «Новый Иерусалим» — полноправный участник выставки «Формула Руси 17/20»: фундамент собрания музея был заложен знаковыми предметами XVII столетия, а сама выставка частично вплетена в постоянную экспозицию. По-видимому, именно этому необычному кураторскому ходу зрители и обязаны живостью челночного движения между XVII и XX веками, которое составляет ядро выставки — исследования образа Руси XVII столетия, созданного мастерами Серебряного века.

В экспозицию вошло более 240 работ из частных коллекций и собраний девятнадцати российских музеев, в том числе произведения Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Наталии Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Павла Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина. Вместе с ними — большое количество предметов, относящихся к охваченным периодам, в частности расшитый золотом саккос XVII века, который был использован в сцене венчания на царство в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

В основе концепции выставки лежит метафора алхимической формулы. Главный зал разделен в соответствии с четырьмя «алхимическими элементами» — «Дерево», «Серебро», «Золото» и «Огонь». Это своего рода иероглифы, за каждым из них стоит целый пласт визуальных образов и смыслов. Например, с «Деревом» связаны такие понятия, как природа, тьма, изба, смута, юродство, а с «Серебром» — снег, мороз и сказка. Синтез этих элементов предлагает «формулу» собирательного художественного образа Руси XVII века в рецепции художников Серебряного века, а взаимодействие выставки с предметами XVII столетия создает необходимое остранение.

[Подробнее]

Константин Маковский. В каирской кофейне. 1872. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей

Маковские. Константин и Владимир
Серпуховский историко-художественный музей

Выставка братьев Маковских — старшего Константина и младшего Владимира — открывает новую площадку Серпуховского историко-художественного музея в только что отреставрированном Каретном сарае. Методы работы и картины братьев сильно различаются: если в творчестве Константина — одного из самых успешных художников эпохи — академизм довольно быстро победил передвижничество, то Владимир остался верен передвижничеству до конца и считал искусство «второй религией». Современники прозвали Константина «свистящей кистью» за немыслимую скорость в работе, а его картины изобилуют роскошью, драгоценностями, шелком и бархатом. Будучи коллекционером, он собрал огромное количество старинных предметов русского быта и костюма. Владимир же, напротив, стал мастером жанра бытовых сцен, сюжеты и персонажей которых он тщательно и кропотливо разрабатывал, наблюдая за людьми, беседуя с ними, читая газетные хроники, а потом столь же долго и скрупулезно воплощал задуманное. Впрочем, эти различия подчеркивают структурное сходство в работе братьев: оба были своего рода режиссерами-постановщиками от живописи. И если Константин собирал картины из роскоши, света и старинных вещей, то Владимир — из наблюдений, быта и «правды жизни».

Выставка, объединившая больше восьмидесяти произведений из музейных и частных коллекций, представляет собой сложный мультимедийный проект. Она воссоздает образ «дома Маковских» и помещает художников в литературный контекст эпохи. Стены экспозиции оформлены в виде книжных страниц с закладками, которые отсылают посетителей к литературным произведениям, вдохновлявшим художников. Выставка дополнена аудиоинсталляцией, тоже вводящей в литературный контекст: например, работы Константина «Скупой рыцарь» и «Демон и Тамара» сопровождаются аудиозаписями отрывков из Пушкина и Лермонтова, а «Посещение бедных» Владимира — фрагментов из «Бедных людей» Достоевского. Также в экспозиции звучит музыка композиторов, бывавших у художников в гостях, — Михаила Глинки, Сергея Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов. В «дополненной реальности» воспроизведены даже запахи, соответствующие некоторым произведениям. Несущими конструкциями мультимедийной архитектуры выставки являются различия, параллели и сопоставления искусства двух художников, а также столкновения каждого из них с эпохой.

[Подробнее]

Сергей Орлов. Imagine. 2020–2022. Холст, акрил, мокрый соус, черный карандаш. Фото: Камилла Харалдина. Собрание автора

Сергей Орлов. Transformation
Посольство Музея современного искусства ZAMAN

Живущий в Ижевске Сергей Орлов — одна из ключевых фигур художественной жизни Удмуртии. Он начинал как акционист и за годы работы успел попробовать себя в самых разных медиумах: живопись, графика, перформанс, инсталляция и видеоарт. Выставка «Сергей Орлов. Transformation», в которую вошли семь произведений, созданных с 2020 по 2022 год, столь же мультимедийна, как и вся практика художника: здесь есть и живопись, и графика, и связующая пространство инсталляция, и видеоработа «Охота на хамелеона». Затронутые в них темы могут показаться болезненными и актуальными в свете событий последних лет, однако для Орлова они были такими всегда. Сергей Орлов — не только художник, но и мыслитель. Его работы, тесно связанные с удмуртской культурой и ижевской мистикой, — результат и творческого, и духовного поиска: сам художник, испытавший сильное влияние дзен-буддизма, астрофизики, буддийской школы Дзогчен и Макса Генделя, говорит о своих произведениях как о воротах, окнах в другие измерения и пространства. А центральными темами его философии являются роль художника, судьба цивилизации, духовная составляющая творческого процесса и возвращение искусству сакрального смысла.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки Саши Пучковой «Код Murder» в галерее «DAIPYAT». Воронеж, 2024. Courtesy галерея

Саша Пучкова «Код Murder»
Галерея DAIPYAT

Саша Пучкова — междисциплинарная художница, исследующая прошлое и будущее через призму цифровых явлений. Она живет и работает в Москве, но родилась в Ленинске (сейчас Байконур). В своем новом проекте «Код Murder» художница продолжает исследовать мифы и реалии Байконура, а также обращается к легенде о пришельцах, распространенной в Воронеже.

Работая с разными медиумами, Пучкова выстраивает в пространстве галереи космодром Байконур — но не реалистичный, а словно пропущенный через нейросеть. Здесь можно увидеть инсталляцию в виде повисшего в невесомости силуэта, фигурки неведомых существ, будто вылупившихся из шоколадного яйца, акварель и даже нашивки с надписью «Воронеж 1989» — по легенде именно в этом году город посетили инопланетяне. Нельзя не заметить и большое текстильное полотно с изображением космонавта, выполненное в виде цифрового коллажа. Художница обращается к теме памяти и ее трансформации под воздействием смартфонов, медиа и социальных сетей, способных со временем менять или искажать документальные материалы.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «По ту сторону» в Музейном центре «Площадь Мира». Красноярск, 2024. Источник: mira1.ru

По ту сторону
Музейный центр «Площадь Мира»

Открытие выставки «По ту сторону» в Музейном центре «Площадь Мира» стало частью вернисажа «Женщина, ребенок или птица», соединяющего три выставки, посвященные потусторонним силам, девочкам, женщинам, сказкам и лесу. Связующее вещество этих экспозиций имеет не тематический, но динамический характер. В отличие от «Я иду тебя искать» петербургской художницы Наташи Шалиной и «Взрослых дюймовочек» японского графика Юдзи Хирацуки, «По ту сторону» является пересборкой работ из собрания музея, многие из которых ранее не выставлялись. Ключевыми темами стали переход, инициация, перевоплощения, страх, потеря и обретение, бег, стая, дремучий лес — все они сходятся в образе девочки посреди сказочного леса. В экспозицию этой сказки, собранной из живописи, графики и объектов, вошли работы очень разных художников, причем речь идет не только о поколенческих промежутках. Здесь есть произведения и советских авторов (в том числе уже покойного Олега Ланга), и молодой красноярской художницы Алины Долбилиной, и Сергея Горшкова из Воронежа, и Вадима Фишкина, сотрудничавшего с неформальной арт-организацией Neue Slovenische Kunst, и американской художницы Дженни Вогель. И хотя такое соседство может сбить с толку, оно позволяет погрузиться в атмосферу дремучего леса, в мир переходов и перевоплощений.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100