Смотреть фотографии

Маковские. Константин и Владимир

Различия и сходства в творчестве братьев Маковских.

ImageImageImageImageImage

Выставка братьев Маковских — старшего Константина и младшего Владимира — открывает новую площадку Серпуховского историко-художественного музея в только что отреставрированном Каретном сарае. Методы работы и картины братьев сильно различаются: если в творчестве Константина — одного из самых успешных художников эпохи — академизм довольно быстро победил передвижничество, то Владимир остался верен передвижничеству до конца и считал искусство «второй религией». Современники прозвали Константина «свистящей кистью» за немыслимую скорость в работе, а его картины изобилуют роскошью, драгоценностями, шелком и бархатом. Будучи коллекционером, он собрал огромное количество старинных предметов русского быта и костюма. Владимир же, напротив, стал мастером жанра бытовых сцен, сюжеты и персонажей которых он тщательно и кропотливо разрабатывал, наблюдая за людьми, беседуя с ними, читая газетные хроники, а потом столь же долго и скрупулезно воплощал задуманное. Впрочем, эти различия подчеркивают структурное сходство в работе братьев: оба были своего рода режиссерами-постановщиками от живописи. И если Константин собирал картины из роскоши, света и старинных вещей, то Владимир — из наблюдений, быта и «правды жизни».

Выставка, объединившая больше восьмидесяти произведений из музейных и частных коллекций, представляет собой сложный мультимедийный проект. Она воссоздает образ «дома Маковских» и помещает художников в литературный контекст эпохи. Стены экспозиции оформлены в виде книжных страниц с закладками, которые отсылают посетителей к литературным произведениям, вдохновлявшим художников. Выставка дополнена аудиоинсталляцией, тоже вводящей в литературный контекст: например, работы Константина «Скупой рыцарь» и «Демон и Тамара» сопровождаются аудиозаписями отрывков из Пушкина и Лермонтова, а «Посещение бедных» Владимира — фрагментов из «Бедных людей» Достоевского. Также в экспозиции звучит музыка композиторов, бывавших у художников в гостях, — Михаила Глинки, Сергея Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов. В «дополненной реальности» воспроизведены даже запахи, соответствующие некоторым произведениям. Несущими конструкциями мультимедийной архитектуры выставки являются различия, параллели и сопоставления искусства двух художников, а также столкновения каждого из них с эпохой.

Rambler's Top100