Выставки недели: выбор «Артгида». Май 2019

Куда пойти в Москве и Петербурге в майские праздники.

Хаим Сокол. Битва. Фрагмент. 2019. Бязь, акриловый грунт. Courtesy Галерея «Триумф»

Хаим Сокол. В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной (до 16 июня 2019)
Новая Третьяковка

Хаим Сокол часто говорит о большой истории, глядя на нее сквозь призму частной жизни. Выставка «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» посвящена памяти жертв Холокоста. Она объединила серию крупноформатных работ на ткани, монументальные инсталляции и видео, созданное на основе серии гуашевой графики. В этих работах по-своему раскрывается проблема травмы и конструирования памяти о ней. Художник задается вопросами, может ли память жертвы быть универсальной и как с ней нужно работать в пространстве современного искусства. Его волнует поэтическая трансформация, с помощью которой модифицируется восприятие травмы, позволяя следующим поколениями «пережить» историческую трагедию.

[Подробнее]

 

Виталий Комар и Александр Меламид. Портрет отца. 1973. Картон на оргалите, темпера. Государственная Третьяковская галерея

KOMAR & MELAMID (до 9 июня 2019)
Московский музей современного искусства на Петровке

Виталий Комар и Александр Меламид вошли в историю искусства как изобретатели соц-арта и главные трикстеры неофициальной художественной сцены, хотя творчество их гораздо шире и богаче одного лишь насмешничества над советской идеологией. Выставка в ММОМА, которую курируют Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев, раскрывает творчество дуэта в полном объеме. До отъезда из СССР художники изучали изнанку официальной советской эстетики — присваивали абсурдные тексты лозунгов, жутковатые портреты вождей, фигурки пионеров и государственные символы, лишая их, таким образом, власти. После эмиграции Комар и Меламид обратились к американской массовой культуре: начали иронизировать над обществом потребления и окончательно утвердились в образе борцов с любыми идеологическими клише.

[Подробнее]  

 

Павел Пепперштейн. Антенна для общения с умершими. 2006. Бумага, акварель, тушь. Courtesy автор

Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта (2 июня 2019)
Музей современного искусства «Гараж»

Павел Пепперштейн — представитель нового поколения художников-концептуалистов 1980-х, сооснователь группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”», автор концепции «пустотного канона» и соавтор жемчужины русского литературного постмодерна «Мифогенная любовь каст». В 2007 году художник направил открытое письмо на имя президента РФ с предложением перенести столицу в город между Москвой и Петербургом и назвать его Россия, а в проекте 2010 года представил окружающий мир как гигантский Мордор, в котором за всеми следит око Саурона. Выставка в «Гараже» сфокусирована на Пепперштейне как мифотворце. Его мистификации и фантасмагории представлены на ней подробно и обстоятельно, начиная с ранних вещей и заканчивая новейшими работами.

[Подробнее]

 

Вадим Захаров. Без названия. 1986. Courtesy Cube.Moscow

Новое русское. Искусство на рубеже 80-х–90-х годов ХХ века (до 12 мая 2019)
CUBE Moscow

Очередная выставка о советском искусстве рубежа перестройки — времени, когда бывшие «неофициальщики» начали выходить из подполья и завоевывать международное признание. Проект организован при поддержке Института проблем современного искусства, основанного зачинателем кураторского дела в СССР и России Иосифом Бакштейном. Работы происходят из частных коллекций: Екатерины и Владимира Семенихиных, Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, Паруйра Давтяна и др. Среди демонстрируемых произведений — работы художников по преимуществу круга московской концептуальной школы и соц-арта, которые на заре краха СССР составили пантеон славы советского художественного подполья. Юрий Альберт представлен вещами из серии про персонажа Карандаша, Сергей Мироненко — произведениями начала 1990-х, Комар и Меламид — холстом со Статуей Свободы в духе Энди Уорхола.

[Подробнее]

 

Люсьен Фрейд. Девочка с котенком. 1947. Холст, масло. Courtesy Tate, Лондон 2019

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа (до 19 мая 2019)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Впервые о «лондонской школе» заговорил живописец Рональд Китай в 1976 году, когда организовал выставку «Человеческая глина». Она объединила художников, противопоставлявших себя абстракционизму и концептуальному искусству, — их работы условно можно определить как фигуративные. Наиболее известны среди них Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд, цены на произведения которых из года в год бьют рыночные рекорды. Бэкона прославили триптихи с вздувшимися обнаженными телами, бычьи туши и кричащие папы, Фрейда, которого в честь дедушки Зигмунда прозвали «психоаналитиком тел», — портреты, соединяющие в себе прекрасное с безобразным — чаще всего с акцентом на второе. Частью «лондонской школы» также были Фрэнк Ауэрбах, Леон Коссоф, Майкл Эндрюс и их наставник Дэвид Бомберг. Все они так или иначе обращались в своем творчестве к человеческому телу, исследуя связанные с ним мании и фобии.

[Подробнее]

 

Якоб Йорданс. Бобовый король. Фландрия, около 1638. Холст, масло. Courtesy Государственный Эрмитаж

Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России (до 26 мая 2019)
Государственный Эрмитаж

Якоб Йорданс (1593–1678) наравне с Рубенсом считается главным художником Антверпена. Интерес к религиозным и мифологическим сюжетам в нем соседствовал с внимательным отношением к грубой крестьянской жизни и персонажам, которые без стеснения демонстрируют бюргерскую стать. В его работах отразились характерные черты фламандской школы, которой были свойственны чрезвычайно буйный колорит и тяжеловесность форм, исполненных жизненной силы. На выставке Эрмитаж показывает свое собрание произведений Йорданса, которое состоит из восьми картин. Их дополняют работы из коллекции ГМИИ им. Пушкина и других российских музеев. Всего на выставке представлены девятнадцать картин и тридцать один рисунок.

[Подробнее]

 

Роберто Матта. Немыслимое. 1957. Холст, масло. Частное собрание

Роберто Матта и четвертое измерение (до 30 июня 2019)
Государственный Эрмитаж

Роберто Матта — один из последних представителей сюрреализма — родился в 1911 году в Сантьяго. В его жилах текла испанская, баскская и французская кровь. Художник-космополит, Матта жил и работал в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии. Андре Бретон, поддержавший молодого художника, писал, что «Матта особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного». Его работы практически неизвестны нашей публике и экспонируются в России впервые.

[Подробнее]

 

Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907. Courtesy Музей Фаберже

Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний (до 19 мая 2019)
Музей Фаберже

Диего Ривера, выходец из зажиточной мексиканской семьи, быстро прославился. Фрида Кало в то же время была известна гораздо меньше, но, манифестируя право говорить о «женском», она как будто опережала свое время: сейчас ее искусство находит более сильный отклик, чем искусство Риверы, а ее жизнь давно превратилась в миф. Фрида перенесла полиомиелит, пережила автокатастрофу и предательство мужа, была активисткой компартии и любовницей Троцкого. Ее работы — слепки страдания и страсти, в которых отразился искаженный сюрреалистичный мир, шокирующий интимными подробностями. В Музее Фаберже показывают живопись и графику Кало и Риверы из собрания Музея Долорес Ольмедо в Мехико, а также работы из собрания Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы, и мексиканской галереи «Арвил». Всего около сотни произведений, которые ранее были показаны в Москве.

[Подробнее]

 

Виктор Пивоваров. Посвящение Вике. 2005. Холст, масло. Courtesy автор

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович (до 12 мая 2019)
Еврейский музей и центр толерантности

Больше тридцати первоклассных работ, из которых в музее сконструировали лабиринт. Цель выставки предельно проста — познакомить с искусством XX и XXI века детей и взрослых без обременительных экскурсов в теорию. Ядром экспозиции стали работы Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Наталии Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани. Среди них живопись и фотография, инсталляция и экспериментальная анимация. Ключом к пониманию искусства, которое традиционно считается сложным и понятным лишь узкому кругу профессионалов, должны стать эмоции как универсальный способ познания почти любого произведения, к тому же доступный людям любого возраста.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100