Помпиду, MoMA, Тейт и VLADEY!
28 февраля 2017 года в Мультимедиа Арт Музее, Москва, прошли торги аукционного дома VLADEY «Увидеть Париж» и благотворительный аукцион в поддержку Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. За торгами наблюдала Екатерина Алленова.
Благотворительный аукцион в поддержку Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В роли аукциониста — тележурналист Андрей Малахов. Фото: Екатерина Алленова/Артгид
Жизнеутверждающий лозунг, давший название этому репортажу, был сформулирован Владимиром Овчаренко, основателем аукционного дома VLADEY, применительно к работе Олега Кулика «90-е навсегда!», которая ушла на торгах «Увидеть Париж» за €8 тыс. (нижняя граница эстимейта). Действительно, если работы какого-то художника, продающегося на аукционе, есть в собраниях Помпиду, Тейт и так далее, то это хороший повод подчеркнуть значимость такого аукциона и подстегнуть коллекционерский азарт: купите Кулика — и ваша коллекция окажется в одном ряду с Помпиду. Собственно, именно это и стало главным сюжетом февральских торгов VLADEY: для них специально были отобраны только те художники, чьи работы были переданы в дар Центру Помпиду и вошли в его постоянную экспозицию благодаря инициативе директора Мультимедиа Арт Музея, Москва, Ольги Свибловой и Благотворительного фонда В. Потанина. Эти работы можно увидеть в Помпиду на выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею», работающей до апреля нынешнего года, а как раз накануне торгов VLADEY там же в Париже открылась вторая часть проекта, «Коллекция+», где показано около ста «новых поступлений» от российских дарителей.
Для VLADEY это был прекрасный повод провести тематические торги — высокая волна интереса к русским художникам в Париже и факт их присутствия в таком престижном собрании, как Центр Помпиду, должны вызвать всплеск покупательского спроса. Сразу скажем, что эти ожидания вряд ли можно назвать оправдавшимися. Зато VLADEY сделал, несомненно, благое дело — поддержал Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко: аукцион включал благотворительную часть, в которой покупателям были представлены работы выпускников и преподавателей школы, а вырученные средства направлялись на ее развитие. В качестве аукциониста был приглашен популярнейший тележурналист и шоумен Андрей Малахов, а ассистировала ему лично Ольга Свиблова (Школа Родченко — структурное подразделение возглавляемого ею Мультимедиа Арт Музея), которая, сопровождая почти каждый лот ликбезом на тему заслуг того или иного художника, мастерски «накручивала» аудиторию, — а иногда и не только аудиторию, но и цены: за кого-то из родченковских «птенцов» Свиблова торговалась сама. Во вступительном слове Ольга Львовна мрачно оповестила зал, что дела с содержанием школы настолько плохи, что, возможно, ее вообще придется закрыть: «Доведем до конца нынешних студентов, и всё. Нет проблем, пусть все остаются с Академией, с Суриковским институтом, но без ландшафта нового современного искусства. Все знают, что в нашей стране чем больше работаешь, тем больше у тебя мин на минном поле». Но мрачность быстро сменилась оптимизмом: стартовые цены на благотворительных торгах были сравнительно невысоки и быстро вырастали в несколько раз. Первый же лот — работа «Фрагменты» Александра Ануфриева — при старте €300 ушел за €700 — его приобрел для Московского музея современного искусства Василий Церетели. Примерно так же обстояло дело и в дальнейшем — покупатели бойко торговались, а завершился аукцион и вовсе на высокой ноте. «Когда-то я ходила в Третьяковскую галерею и любила передвижников. Теперь я люблю Марию Покровскую! — провозгласила Ольга Львовна. — Она вдохновлялась нашим высоким искусством! И даже в Третьяковской галерее некоторые работы ей уступают!» Торги за вдохновленный Архипом Куинджи большой цифровой коллаж «Традиции хорошего вкуса» начались с €700, а завершились на отметке €5600, что превысило верхнюю границу оценочной стоимости почти в четыре раза.
Это был самый больший успех вечера и единственный лот, удостоенный аплодисментов. Торги «Увидеть Париж» включали 61 лот, и хотя и работы, и художники были действительно хороши (Владимир Овчаренко несколько раз говорил, с некоторой даже обидой, сколько усилий он приложил, чтобы раздобыть для аукциона, например, Михаила Рошаля-Федорова или Римму и Валерия Герловиных), практически ни одна работа не вызвала оживления в зале, несмотря на усилия аукциониста, как известно, превосходно умеющего вешать мхатовские паузы, во время которых у покупателей иногда сдают нервы, и они поднимают таблички, повышая цену. Непроданными остались Константин Звездочетов, Валерий Кошляков (который именно на VLADEY в свое время установил личный аукционный рекорд), Михаил Рогинский, Иван Чуйков, Леонид Соков, Борис Орлов, Илья Кабаков — самые что ни на есть громкие имена, при этом представленные очень характерными и узнаваемыми работами.
Трудно сказать, что послужило тому причиной. Может быть, для избалованных торгами «Всё по 100» покупателей были слишком высокие стартовые цены (хотя они на VLADEY, как правило, вполне адекватны), а может быть, именно характерность и узнаваемость работ в данном случае оказались невостребованными (зачем покупать еще одного «белого» Штейнберга, если дома уже висит почти такой же?). Так или иначе, 42% непроданных лотов — это по меркам VLADEY много. Большинство же проданных работ ушло по ценам ниже эстимейтов. Некоторый интерес вызвали «Чемпионы мира» с картиной ядовитых цветов «Китайский атеизм» 1988 года, изысканный ассамбляж Олега Петренко, превысивший верхнюю границу оценочной стоимости, тот самый с трудом разысканный принт Герловиных, ювелирный рисунок «Инспекции “Медицинская герменевтика”» и зеленое панно с елочкой Тимура Новикова — здесь аукционист мастерски дожимал покупателя по телефону и довел-таки цену до €21 тыс. при старте в €12 тыс. Топ-лотом же стал полиптих Владимира Янкилевского из цикла Take a Train... IX, проданный за €50 тыс. Всего же торги «Увидеть Париж» принесли €358 тыс.