Борис Орлов
Советский и российский художник, скульптор, один из самых ярких представителей соц-арта (впрочем, сам Орлов иронически характеризует себя словосочетанием «имперский художник»).
Родился в 1941 году в Химках Московской обл. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское, отделение монументально-декоративной скульптуры, 1966). Один из организаторов вечеров и однодневных выставок в Клубе скульпторов в Доме художника на Кузнецком мосту (1976–1986). Один из организаторов Первого творческого объединения московских художников (1987).
Избранные персональные выставки: Однодневная выставка (Дом художника на Кузнецком мосту, Москва, 1980). Orlov and Prigov (Struve Gallery, Чикаго, 1980). Orlov (Struve Gallery, Чикаго, 1990). Boris Orlov (Sonsbeek Art Center, Сонсбек, 1990). Гибель богов (галерея «Риджина», Москва, 1991). Процесс. Контуры времени (Государственный центр современного искусства, Москва, 2004). Ретроспеция (XL Галерея, Москва, 2004). Парад астральных тел (Галерея «Риджина», Москва, 1994). Воинство земное и воинство небесное (Московский музей современного искусства, 2008). Cercle of Heroes (Музей истории искусств, Вена).
Финалист премии Кандинского в номинации «Проект года» (2008, проект «Воинство земное и воинство небесное», 1970–2008).
В сентябре 2018 года работа «Имперский тотем» Бориса Орлова стала топ-лотом кураторских торгов VLADEY The Moscow Times. Она ушла с молотка за €84 тыс.
Работы в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Музея Гуггенхайма, Нью-йорк, Художественного института, Чикаго, Музея современного искусства Мартин Гропиус Бау, Берлин, Музея Зиммерли универститет Ратгерс, Нью-Брансвик и др. Живет и работает в Москве.
«Для классика соц-арта Бориса Орлова советский большой стиль всегда был чем-то более сложным, нежели топорная эстетика застойного официоза. Его скульптуры отсылали то к русском авангарду, то к античности. Супрематические прямоугольники оборачивались орденскими планками, архитектоны — устрашающими имперскими тотемами, а античные головы увенчивали тела в партизанских гимнастерках, образуя франкентштейновские образы героев на все времена.
На “Ретроспекции” можно увидеть все главные мотивы творчества художника. Мужской бюст, весь собранный из орденов и медалей и увенчанный крошечной, как набалдашник трости, головкой. Женский бюст, где безликая, как у персонажей Малевича, голова венчает две монументальные груди, оканчивающиеся ампирными загогулинами, напоминающими лепнину потолков в сталинских домах. Деревянный “Имперский букет”, составленный из колосьев, рогов изобилия, все тех же орденских планок и эмблемы “Динамо”. Обломок самолетного крыла с красной звездой, озаглавленный “Победа над солнцем” — в честь небоборческой заумно-супрематической оперы Алексея Крученых, Казимира Малевича и Михаила Матюшина <…>» (Ирина Кулик. Хохлома на болоте // Коммерсантъ, 25 ноября 2004).