Поставлено под вопрос авторство «Портрета Яковлевой» Казимира Малевича
Портрет, вероятно, создан его последовательницей Марией Джагуповой.
По сообщению британской газеты Guardian, портрет Елизаветы Яковлевой, экспонировавшийся на лондонской выставке Казимира Малевича в галерее Тейт в 2014 году как работа самого Малевича, вероятно, был создан его последовательницей Марией Джагуповой, работавшей вместе с Малевичем в 1930-х годах в Ленинграде и скончавшейся в 1975 году. Архивный документ, найденный российским коллекционером Андреем Васильевым, указывает на авторство Джагуповой: в перечне работ Джагуповой, принадлежащих государству, он назван «Позиция 1 — Портрет Яковлевой» и оценивается в 30 рублей; указано, что работа имеет инвентарный номер 434 208, и этот номер виден на обороте холста до сих пор. В настоящее время портрет принадлежит голландскому коллекционеру Филипу ван ден Хурку. Ранее музей Стеделейк пытался выкупить портрет у владельца, но запрашиваемая им цена в €20 млн показалась музею чрезмерной. Сомнения относительно авторства портрета зародились у Васильева в 2017 году, когда он увидел его в Москве на выставке «Казимир Малевич. Не только “Черный квадрат”» и вспомнил, что ему предлагали в конце 1980-х приобрести эту картину как работу неизвестного художника. Поиски в архивах показали, что портрет был продан в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В 1990-х годах, когда ее приобрел голландский коллекционер, на ней уже была подпись Малевича. Французский искусствовед Андрей Наков, изучавший картину и ее рентгеновские снимки, предположил, что портрет был начат Малевичем, а закончен другим художником. Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, специалист по творчеству Малевича Татьяна Горячева, к которой «Артгид» обратился за комментарием, отметила, что на основании обнаруженных Васильевым документов, которые еще не опубликованы, в настоящий момент однозначно отвергнуть авторство Малевича невозможно — необходим подробный технико-технологический анализ картины.