Игорь Макаревич. Елена Елагина. Анализ искусства
Работы пары художников-концептуалистов в диалоге с мастерами развитого соцреализма.
Крупные мировые музеи покорялись Игорю Макаревичу и Елене Елагиной еще до «штурма» Третьяковки. Достаточно вспомнить Музей истории искусств Вены, в стенах которого в 2009 году работы концептуалисткого дуэта экспонировались рядом с шедеврами Брейгеля, Тициана и Дюрера — были в прямом смысле поставлены им в соответствие. Новая выставка в Москве открывается не в основном корпусе по соседству с Ивановым и Репиным, а в залах советской живописи 1940–1950-х годов. Советская живописная «фактура» художникам отнюдь не чужда. Как и персонажные высказывания от лица художников, существовавших в реальности. Их знаменитая «Закрытая рыбная выставка» (1990–1998) отсылала к соцреалистической экспозиции 1935 года в Астрахани, от которой сохранился каталог без единой репродукции (Макаревич и Елагина реконструировали работы «вслепую»). В 2000 году Макаревич создал серию «Рисунки старых советских мастеров» по мотивам графики авторов, не вошедших в «пантеон» соцреализма.