Вокруг Мункачи
Сочетая академические сюжеты с импрессионистической манерой письма, венгерский живописец заслужил одобрение Стасова, Репина и передвижников.
Впервые в России экспонируется живопись работавшего в Париже венгерского художника Михая Мункачи (1844 — 1900), соединившего в своих работах традиции академизма с находками барбизонцев и импрессионистов. Автор типичных академических композиций на исторические, евангельские и жанровые сюжеты, в своем зрелом творчестве Мункачи обратился к пейзажу, натюрморту и салонным сценам, вслед за французскими живописцами исследуя эффекты цвета и света. На выставке рядом с его картинами различных периодов представлены созданные под влиянием Мункачи работы русских художников, высоко ценивших искусство своего современника: например, передвижники провозгласили его «одним из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе» — хотя им, казалось бы, едва ли могли быть близки сцены с нарядными детьми, играющими на пушистых коврах у ног элегантных матерей. Впрочем, есть у мастера и такие полотна, как «Камера смертника» или «Ночные бродяги».