Марина Абрамович. Чистильщик
Отважная сербка, королева, гранд дама или просто бабушка перформанса, снова что-то чистит. Может быть карму?
Уже почти полвека Марина Абрамович с маниакальной настойчивостью испытывает границы искусства и границы собственного тела в череде проектов, вызывающих громкий, зачастую скандальный интерес. Московской публике Абрамович хорошо знакома по блестящей ретроспективе в «Гараже», которую в 2011 году курировал Клаус Бизенбах. Выставка в Стокгольме обещает быть еще объемнее — больше ста двадцати произведений, включая никогда не выставлявшуюся раннюю живопись и малоизвестные аудиоработы. Многие хрестоматийные перформансы, как и в Москве, представляют с помощью фильмов, фотографий и инсталляций. Ряд работ реперформируют силами обученных исполнителей. Специально к выставке Абрамович подготовила новый семидневный перформанс с участием своей давней соратницы, танцовщицы и хореографа Линси Пейсингер (Lynsey Peisinger), и Международного хорового центра Эрика Эриксона. И конечно, украшением экспозиции служит документация проектов, задуманных и выполненных вместе с бывшим партнером Улаем, которому совсем недавно Абрамович была вынуждена выплатить компенсацию в 250 тысяч евро из-за нарушения договора о сотрудничестве.