Вечный двигатель. Русское кинетическое искусство
Вечный двигатель – неосуществимая мечта, а русское кинетическое искусство – безусловная реальность. ЦСИ «Заря» предлагает в этом убедиться.
Попытка рассказать историю кинетического искусства в России за целый век, которую предприняли ЦСИ «Заря» и куратор Полина Борисова, вызывает уважение, несмотря на противоречие в названии. Впрочем, противоречие это плодотворно – завораживающая идея вечного движения, заставляет художников искать возможности ее реализации в самом широком диапазоне художественных практик – от архитектуры и скульптуры до дизайна, кино и музыки. Оформившись как эстетическая категория в первые десятилетия XX века, идея движения динамического ритма привела к созданию первоклассных образцов. Благодаря энергии организаторов и доброй воле крупных российских музеев и коллекционеров, часть из них добралась теперь до Владивостока. Экспозиция в Большом зале Центра объединила макет татлинского «Памятника III Интернационала», реконструкцию «Виртуальных форм» Наума Габо, терменвокс Льва Термена, «Киберцветок» Нусберга и Зорина, конструкции Вячеслава Колейчука, «БиКаПо» Германа Виноградова и несравненную «Галатею» Бориса Стучебрюкова, собранную из двадцати двух с половиной тысяч бритвенных лезвий.