Русский аукционный арт-рынок. 2000–2015

Статистика сайта artnet.com, посвященного международному арт-рынку, убеждает, что на аукционном рынке русского искусства все спокойно, и Малевич, Кандинский и Айвазовский практически непобедимы. Линдси Ловерн посчитала доллары, собранные русскими художниками на международных аукционах за последние пятнадцать лет.

График общих объемов аукционных продаж русского искусства в период с 2000 по 2015 год. Courtesy artnet.com

Аукционный рынок русского искусства сравнительно невелик и занимает не более 2,5% мирового арт-рынка, оцениваемого на 2014 год в $16,1 млрд; однако развитие этого сектора аукционных продаж в значительной мере соответствует развитию собственного российского рынка современного и актуального искусства с момента распада СССР. Хотя объем первичного рынка в России оценить достаточно трудно, увеличение за последние два десятилетия количества галерей, ярмарок искусства и художественных институций привело к росту международного признания российских художников. Растущий интерес к изобразительному искусству способствовал успеху 1-й Московской биеннале современного искусства в начале 2005 года.

В период между 2004 и 2008 годами во всем мире был отмечен значительный рост объемов продаж русского искусства. В 2004 году возник MacDougall’s — первый и единственный аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве. Кроме того, Sotheby’s, Christie’s и Bonhams с ноября 2005 года начали проводить специализированные торги, посвященные русскому искусству. По статистике из базы данных artnet, объем торгов русским искусством в 2007 и 2008 годах достигал $600 млн, что на 730% превышало уровень 2003 года. Этот всплеск был вызван повышенным интересом арт-индустрии к рынкам стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая) и успешным развитием мирового аукционного рынка в целом. Глобальная рецессия повлияла на российский арт-рынок: в период с 2008 по 2009 год продажи упали более чем на 57%, однако в 2013 году продажи возросли до $400 млн. Тем не менее, в связи с ростом напряженности между Россией и Украиной осенью 2014 года, ноябрьская лондонская «русская неделя» в том году прошла достаточно вяло.

Иван Айвазовский. Вид Константинополя и пролива Босфор. 1856. Холст, масло. Продан на Sotheby’s в Лондоне 24 апреля 2012 года за £3,23 млн ($5,22 млн, аукционный рекорд художника). © Sotheby’s

Самые успешные на аукционных торгах русские художники
Несмотря на попытки увеличить на аукционах представительство современных российских художников, основные продажи по-прежнему сосредоточены на традиционном русском искусстве XVIII–XX веков. Если рассматривать русских художников с точки зрения стоимости их работ, то наибольшим успехом на глобальном арт-рынке пользуются те, что продаются в рамках торгов с условным наименованием «Импрессионизм и модернизм». Согласно данным всех аукционных продаж начиная с середины 1980-х годов, доминирующим художником на рынке русского искусства является Марк Шагал, который, с общей суммой продаж в $1,4 млрд, более чем в 2,5 раза превосходит следующего за ним Василия Кандинского. На третьем месте — Хаим Сутин, чьи аукционные продажи за последние три десятилетия составили $328 млн. В целом же десятка самых продаваемых русских художников по данным на 1985–2015 годы выглядит так:

1. Марк Шагал (1887–1985) — $1,4 млрд
2. Василий Кандинский (1866–1944) — $547 млн
3. Хаим Сутин (1893–1943) — $328 млн
4. Алексей Явленский (1864–1941) — $325 млн
5. Иван Айвазовский (1817–1900) — $180 млн
6. Серж Поляков (1906–1969) — $154 млн
7. Казимир Малевич (1879–1935) — $128 млн
8. Наталия Гончарова (1881–1962) — $114 млн
9. Николай Рерих (1874–1947) — $85 млн
10. Константин Коровин (1861–1939) — $78 млн

Как показывает этот список, аукционный рынок поддерживается продажами работ российских художников, принадлежавших преимущественно к авангардным течениям. В то же время продажи современных российских художников остаются ничтожными, несмотря на бум на мировом рынке послевоенного и современного искусства. Фактически российские художники, родившиеся после 1950 года, дают меньше 1,5% суммы общих продаж на аукционном рынке русского искусства. В 2014 году эти художники собрали на вторичном рынке $4,5 млн — наибольшая сумма с 2007 года.

Несмотря на это, работы нескольких ныне живущих художников пользуются спросом на аукционах. Один из них — Илья Кабаков, выступающий в сотрудничестве с супругой Эмилией. Он получил международное признание в качестве главного российского концептуалиста и заслужил славу своими тотальными инсталляциями. С 1980-х годов примерно 140 работ Кабакова, проданных на аукционах, собрали более $23 млн. Другой российский мэтр, входящий в число пятидесяти наиболее успешных на аукционах российских художников, — Эрик Булатов: его работы за тот же период собрали на аукционах $17 млн. В топ-100 самых успешных русских мастеров из ныне живущих художников входят также Оскар Рабин, Олег Целков и Семен Файбисович.

По результатам специализированных аукционов русского искусства, проведенных с 2005 года, наибольшие суммы собрал знаменитый маринист Иван Айвазовский: за последние десять лет объем продаж его работ на специализированных аукционах составил $98 млн, а общий объем продаж превысил $325 млн. На втором месте — Николай Рерих с $80 млн. Тройку лидеров здесь замыкает Константин Коровин с $55 млн.

Казимир Малевич. Супрематизм. 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. Продана 24 июня 2015 года на Sotheby’s в Лондоне за £21,4 млн ($32,8 млн) © Sotheby’s

Топ-лоты русских торгов
Как уже говорилось, подавляющее большинство (около 75%) топ-лотов русского искусства продается на международных торгах импрессионизмом и модернизмом. «Супрематическая композиция» Казимира Малевича (1916) остается наиболее дорогой работой русского художника. Она была продана за $60 млн на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в наиболее успешный момент для аукционного рынка русского искусства, в 2008 году. Недавно, в июне 2015 года, еще одна картина Малевича «Супрематизм, 18-я конструкция» (1915) стала второй из самых дорогих проданных на аукционе русских работ — она ушла на Sotheby’s за $32,8 млн. Аналитик арт-рынка портала artnet Джонатан Йе считает, что «главный критерий цены в данном случае — это чрезвычайная редкость появления на аукционах знаковых работ подобного уровня: это тенденция, прослеживающаяся во всем спектре рынка русского искусства».

Рекорд специализированных аукционов, посвященных русскому искусству, принадлежит знаковому портрету Марии Цетлиной (1910) кисти Валентина Серова. Картина была продана за ошеломляющие $14,5 млн на «русских торгах» Christie’s в ноябре 2014 года, превысив эстимейт в $2,3–3,9 млн. Вторым по стоимости лотом, проданным на специализированных «русских торгах», стала картина Николая Рериха Madonna Laboris («Труды Богоматери», 1931) — в июне 2013 года ее купили за $12 млн. 

Все данные получены из базы данных artnet Price Database Fine Art and Design. Price Database содержит около 9,8 млн результатов аукционных продаж более чем 1600 аукционных домов начиная с 1985 года. Все цены приводятся в американских долларах с учетом премии покупателя.

 

Публикации

Rambler's Top100