Сьюзи Ходж. Дизайн. Почему это шедевр. М.: Синдбад, 2015

10 историй уникальных предметов.

Обложка книги Сьюзи Ходж «Дизайн. Почему это шедевр». 2015

В книге историка дизайна Сьюзи Ходжс собраны рассказы об истории создания дизайна 80 предметов — от английской булавки до первого iPhone. Это увлекательное путешествие в мир привычных нам вещей (в книге они распределены по десяти категориям: «красота», «индивидуальность», «форма», «функция», «экспрессия», «динамика», «харизма», «удобство», «коммуникация» и «гармония») помогает понять, как и почему работы выдающихся дизайнеров отличаются от всех остальных и какие качества позволили им выдержать испытание временем. С любезного разрешения издательства «Синдбад» мы представляем истории десяти дизайнерских разработок, о которых идет речь в этой книге.

 

Фаврильское стекло, медные полоски, бронза. Стекло Тиффани отличалось от продукции других фирм богатством оттенков и тонкой нюансировкой. Фото: © Christie's Images / The Bridgeman Art Library

Светильник «Пионы», около 1915
Льюис Комфорт Тиффани

В 1885 году американец Льюис Комфорт Тиффани основал в Нью-Йорке стекольную компанию Tiffany и стал выпускать мозаику, абажуры, стеклянную посуду, украшения и витражные стекла. Особую известность принесли фирме стеклянные абажуры в стиле ар-нуво и эстетизма. В дизайне преобладали природные мотивы — цветы, бабочки, стрекозы; фрагменты цветного стекла скреплялись полосками меди.

Тиффани производил уникальное опалесцентное стекло разных цветов и фактур. Прежде при создании витражей прибегали к росписи по бесцветному стеклу, но метод Тиффани произвел в этой сфере настоящую революцию. В светильнике «Пионы» красные лепестки переплетаются с зелеными листьями так естественно, как будто в оформлении использованы живые цветы. Начиная с 1894 года стекло Тиффани выпускается под маркой «Фавриль» (от старофранцузского «самодельный»).

Многие известные абажуры Тиффани (например «Восточные маки») были разработаны художницей Кларой Дрисколл, прослужившей в мастерской у Тиффани более двадцати лет. Для создания этого ювелирного светильника лепестки и листья рисовались на стекле с помощью трафарета, после чего каждый лепесток и листок вырезался вручную. Впрочем, все абажуры Тиффани производились вручную. Отсюда их исключительное качество и уникальность.

«Я всю жизнь стремлюсь зафиксировать красоту в дереве, камне, стекле и керамике, в масле и акварели — в том, что кажется наиболее подходящим в данный момент. Выражать красоту — мое кредо». Льюис Комфорт Тиффани.

 

Стекло, бумага, тушь. № 5 в своем элегантном флаконе остается самым продаваемым ароматом в мире. Фото: © BENOIT TESSIER / Reuters / Corbis

Флакон духов Chanel № 5, 1921
Габриэль (Коко) Шанель

Коко Шанель создала свой фирменный парфюм № 5 в 1921 году. Первым из дизайнеров моды она вместо традиционных цветочных композиций предложила синтетический аромат, а также самостоятельно разработала его оформление, создав флакон, не похожий на тогдашние вычурные модели.

Простая прямоугольная форма, вероятно, была навеяна флаконами парфюмерии Charvet и графином для виски возлюбленного Шанель Артура (Боя) Кейпела, а также аптечными склянками. Восьмиугольная пробка, созданная в 1924 году, повторяет форму Вандомской площади в Париже, где расположен отель «Ритц», в котором Шанель с небольшими перерывами жила с 1920 года.

Флакон Chanel № 5 намеренно создан неброским и угловатым. Он производился серийно и всем, включая рубленый шрифт на этикетке, отвечал идеям модернизма. В соответствии с девизом Шанель «Убирать, удалять все лишнее и ничего не добавлять» дизайн флакона до сих пор остается практически неизменным. У первоначальной версии, которую продавали избранным клиентам, были чуть закругленные «плечики». В 1924 году, с основанием компании Parfums Chanel, углы флакона «выпрямились» в духе модного тогда ар-деко.

«Чтобы быть незаменимым, нужно постоянно меняться». Коко Шанель

 

Сталь или латунь. Оригинальные рисунки безопасной булавки Уолтера Ханта. Патент на этот дизайн был получен в 1849 году. Фото: © Corbis

Английская булавка, 1849
Уолтер Хант

Уолтер Хант, механик из Нью-Йорка, сидел с куском латунной проволоки в руках и мучительно размышлял, как бы вернуть другу долг в 15 долларов. Он вертел проволоку так и эдак, пока не согнул ее в овал, на одном конце которого была пружинка, а на другом — крючок. Слегка сжав овал, можно было зацепить острие проволоки за крючок и защелкнуть в безопасном положении, а потом так же легко высвободить. К апрелю 1849 года Хант получил патент на «безопасную булавку» и продал его компании W. R. Grace and Co. за 400 долларов. Хант смог наконец расплатиться с другом, а W. R. Grace and Co. стала зарабатывать на его изобретении миллионы. Через полгода британец Чарльз Роулей запатентовал аналог булавки Ханта у себя на родине, и во многих странах мира за булавкой закрепилось название «английская». За полтора века дизайн булавки Ханта почти не изменился; до сих пор весь мир продолжает пользоваться и другими его изобретениями, но сам Хант при жизни оставался практически безвестным.

Хант сознавал полезность своего изобретения, но едва ли представлял себе, насколько незаменимой станет английская булавка в повседневной жизни каждого человека и какие разнообразные способы ее применения будут со временем открыты. В конце 1970-х английские булавки превратились в модный элемент имиджа: представители панк-культуры украшали булавками одежду и даже вставляли в уши вместо сережек. Позже, когда стиль панк признали модные дизайнеры, булавки появились и в их коллекциях. Модели и звезды охотно показывались на публике в провокационной одежде, части которой крепились друг к другу булавками.

«Для меня английская булавка — воплощение бунтарства, а я по натуре — панк. Я всегда хотела делать то, чего не делают другие». Донателла Версаче, дизайнер моды

 

Нержавеющая сталь, стекло, ткань, полисульфон. Фотоаппарат Polaroid Land 95, выпущенный в 1954 году. Фото: © REX / James Paterson / Future Publishing

Фотоаппарат Polaroid Land, модель 95, 1948
Эдвин Лэнд

Маленькая дочь американского ученого Эдвина Лэнда как-то спросила отца: «Почему, когда фотографируешь, карточка не вылезает из фотоаппарата сразу?» Этот «детский» вопрос вдохновил ученого на создание корпорации Polaroid и производство первого в мире фотоаппарата с мгновенной печатью снимков. Лэнд утверждал, что размышлял над вопросом дочери ровно час и тут же нашел решение: и физико-химическое, и техническое. В 1948 году он выпустил на рынок фотокамеру Polaroid Land модели 95, которая выдавала готовые снимки примерно через минуту. Первые «полароиды» заряжали двумя катушками пленки — позитивной и негативной. С 1963 года, когда Polaroid перешел с черно-белого на цветное изображение, обе пленки стали помещать в кассету, которую для проявки нужно было доставать из камеры, а затем отсоединять позитив от негатива. Лэнду удалось создать простую в применении фотографическую систему, и его фотоаппараты сразу обрели популярность.

В складные мехи камеры Land вставлялись кассеты с пленкой, а снимок вынимался через откидную створку сзади. Принцип работы ранних, похожих на гармошку камер Polaroid основывался на диффузионном переносе красителя с негатива на позитив с помощью реактива, совмещающего проявитель и закрепитель. С «Полароидом» экспериментировали профессиональный фотограф Энсел Адамс, художник Энди Уорхол и фотограф-сюрреалист Мэн Рэй.

«Творчество доступно только тому, кто не боится неудач». Эдвин Лэнд

Ткань, резина, шнурки, люверсы для шнурков. All Stars стали первыми баскетбольными кедами массового производства. Фото: © Sergio Azenha / Alamy

Кеды Converse All Star, 1917–1921
Чак Тейлор

В 1917 году массачусетская компания по производству резиновой обуви Converse выпустила первые баскетбольные кеды и назвала их All Star. Кеды предназначались для профессиональных спортсменов и состояли из резиновой подошвы и тканевого верха. В 1921 году в команду Converse All Stars, спонсируемую компанией, пришел тренер Чарльз (Чак) Тейлор. Он внес изменения в форму кедов и добавил им гибкости и прочности. Тогда же на заплатах, защищающих щиколотки, появилась надпись с названием фирмы.

В знак признательности за сотрудничество в 1923 году компания Converse добавила на фирменную круглую заплату подпись Тейлора, и с тех пор в США кеды All Stars стали называть не только «конверсами», но еще и «чаками». Скоро конверсы превратились в любимую обувь американских бейсболистов и олимпийских спортсменов, а в годы Второй мировой войны их высоко оценили и солдаты на учениях. После войны All Stars носили 90 процентов баскетболистов.

 

Стекло, пластик, типографская краска. Минималистский подход Экуана положил начало нескольким новым направлениям в сфере дизайна упаковки

Бутылка для соевого соуса Kikkoman, 1961
Кендзи Экуан

Дизайнер легендарной бутылки «Киккоман» Кендзи Экуан стремился создать практичный, прочный, легко моющийся и дешевый сосуд. До Экуана соевый соус продавали в жестяных банках, из которых его было крайне неудобно наливать, а главное — в открытой банке соус быстро портился. Экуан потратил три года на разработку дизайна бутылки и изготовил более сотни экспериментальных образцов, пока не остановился на варианте прочной стеклянной емкости в форме капли с обрезанным дном.

Изначально бутылка с соусом входила в набор приправ, выделяясь на общем фоне особой восточной элегантностью. Реклама соуса «Киккоман», выпущенная в XXI веке (на фото слева), подчеркивает связь бутылки со знаменитой гравюрой «Большая волна в Канагаве» художника XIX века Кацусики Хокусая, окончательно возводя ее силуэт в ранг классики японского дизайна.

Бутылка каплеобразной формы для соевого соуса стала неотъемлемой деталью сервировки стола во всем мире. С 1961 года, когда она появилась на рынке, было продано более 300 миллионов бутылок.

Новаторский подход Экуана вдохновил и других производителей посуды на поиск оригинальных решений — каждому хотелось добиться от потребителей такой же верности бренду, какой мог похвастать «Киккоман».

Бутылка из прочного стекла пригодна для мытья в машине, она не бьется, и ее можно использовать многократно. Узнаваемая плоская крышка красного цвета, изящный силуэт, простой золотой шрифт и носик, из которого соус капает прямо в тарелку, — вот отличительные черты бутылки «Киккоман» — современной и практичной.

«Я убежден, что предназначение промышленного дизайна — служить всем людям, и бедным, и богатым». Кендзи Экуан.

 

Модель K5SS, 1978. Алюминий, нержавеющая сталь. Первая модель К выпускалась в неизменно белом цвете. Фото: © KitchenAid

Миксер KitchenAid, 1930-е
Эгмонт Аренс

В начале 1930-х американская Hobart Manufacturing Company, теперь известная под именем KitchenAid, заказала промышленному дизайнеру Эгмонту Аренсу серию недорогих миксеров для домашнего использования. Всего несколько лет спустя спроектированная Аренсом модель К стала предметом вожделения не только домохозяек, но и профессиональных поваров и пекарей. Успех миксера объяснялся как его современным и элегантным внешним видом, так и качеством работы: венчик вращался мягко, быстро и сравнительно тихо.

В 1930-е каждая уважающая себя хозяйка в США должна была иметь такой миксер. Первая многофункциональная модель К была снабжена сменными насадками, которые облегчали процесс замешивания теста для хлеба, сдобы, вафель, пасты и прочего. Самый мощный по тем временам миксер модели К с вращающимся венчиком (на фото) обеспечивал безупречное качество взбивания и перемешивания.

О популярности модели К говорит тот факт, что на протяжении многих лет в канун Рождества ее буквально сметали с прилавков. С 1955 года в продаже появились модели разных цветов.

«Если вы создаете продукт на продажу и хотите, чтобы публика его с гарантией приняла, убедитесь в том, что все его детали образуют в ансамбле ровную, обтекаемую форму, где нет ни капли лишнего». Эгмонт Аренс

 

Сталь с хромовым покрытием, ткань. Первые модели стула «Василий» существовали в двух версиях — обычной и складной. Фото: © Victoria and Albert Museum, London

Стул «Василий» 1925
Марсель Бройер

Школа Баухауз (Германия) с первых дней своего существования стала центром модернистского и функционального дизайна. Марсель Бройер в 1920–1924 годах учился здесь столярному ремеслу, а в 1925-м возглавил мебельную мастерскую и занялся разработкой дизайна складного стула из стальных трубок, похожих на те, из каких был сделан руль его велосипеда Adler. В результате ряда экспериментов на свет появилась модель В3 — стул с блестящим металлическим каркасом и мягкими спинкой, сиденьем и подлокотниками. Однажды стул увидел Василий Кандинский, которому он так понравился, что Бройер изготовил для него точно такой же. После этого модель В3 стала известна как стул «Василий». Легкий, удобный и недорогой, он одним из первых продемонстрировал потенциал стальных трубок и оказал огромное влияние на мебельный дизайн и на модернизм в целом.

Стул «Василий» отличается простотой конструкции. Собранный из комплекта стальных трубок, между которыми натянута ткань или кожа, он напоминает гамак — у сидящего складывается впечатление, будто он висит в воздухе. Идея стула «Василий» вдохновила многих дизайнеров, тем более что процесс бесшовного производства стальных трубок облегчил создание подобных изделий — прежде их спаивали, что приводило к повреждениям в месте шва.

«Размышления над формой и деталями — составляющие одного и того же процесса. Подробности интересуют меня не меньше, чем вся конструкция в целом». Марсель Бройер

 

Печать на бумаге или картоне. В первые полгода тираж схемы метро превысил миллион экземпляров

Схема лондонского метро, 1933
Гарри Бек

На первой карте метро, составленной в 1908 году, были обозначены улицы, под которыми пролегали линии подземки, что превращало ее в нечто нечитабельное. Рисуя новые схемы, дизайнеры ломали голову над тем, как упростить пассажирам жизнь. В 1920 году появилась первая схема, лишенная географических подробностей, но и она не спасала положения, поскольку была составлена с соблюдением масштаба. Лишь в 1931 году инженер-чертежник Гарри Бек придумал в свободное от работы время схему-диаграмму, на которой каждая линия имела свой цвет, станции располагались через равные промежутки и были отмечены пересадочные узлы.

Бек отказался от географической точности и убрал со схемы все лишнее. Его карта метро основана на сетке, аналогичной схемам электропроводки, знакомым Беку по работе в чертежном бюро. Она отличалась простотой и наглядностью, помогая пассажирам легко ориентироваться в линиях лондонской подземки, и послужила образцом для транспортных схем многих городов мира. Эта карта признана одним из величайших достижений модернистского дизайна, хотя в электропроводке Бек разбирался гораздо лучше, чем в искусстве.

«Мне подумалось, что схема будет выглядеть аккуратнее, если выпрямить линии и изобразить расстояние между станциями как примерно одинаковое». Гарри Бек

 

Натуральная кожа, позолоченный металл. Сумки Birkin производятся разного цвета и размера. Фото: © Chizuko Takagi

Сумка Birkin, 1984
Жан-Луи Дюма

Сумка Birkin фирмы Hermès, созданная в 1981 году, получила имя актрисы и певицы Джейн Биркин. Однажды во время перелета из Парижа в Лондон Биркин оказалась в самолете по соседству с президентом Hermès Жаном-Луи Дюма. Неожиданно с багажной полки свалилась ее корзинка. Наблюдая, как Джейн собирает рассыпавшиеся вещи, Дюма посоветовал ей завести кожаную сумку с карманами. «Я так и сделаю, — ответила актриса, — как только Hermès наладит их выпуск». «Я и есть Hermès, — воскликнул Дюма. — У вас будет сумка с карманами!» В 1984 году он подарил Биркин черную кожаную сумку, повторявшую дизайн Hermès 1892 года. С тех пор сумка Birkin стала классикой, неразрывно связанной с роскошью и селебрити-культурой. Используя фирменный седельный шов, разработанный Hermès в XIX веке, мастера по несколько дней трудятся над каждым изделием. Все сумки Hermès изготавливаются вручную.

Сумки Birkin изготавливают из разных видов кожи, включая телячью, козлиную и крокодиловую. Особого логотипа у сумки не существует, но есть несколько отличительных признаков: «крышка», перебрасываемая с задней стенки на переднюю, протянутый по кругу ремешок, отрезок которого вынесен на лицевую часть, позолоченная пряжка, замок и ключ. Birkin — одна из самых узнаваемых сумок в мире.

«Когда я прилетаю на гастроли в США, меня спрашивают: “Биркин? Это как сумка?” Я отвечаю: “Да, конечно! И сейчас сумка вам споет!”». Джейн Биркин, актриса

Rambler's Top100