Выставки недели в мире: выбор «Артгида». Ноябрь 2025
А что там на их выставках? На их выставках Репин из Третьяковки и Русского музея, двести работ Шагала и японская призма реального. Подробнее — в нашем дайджесте.
Цуеси Озава. Овощное оружие: хот пот с рыбными шариками из сайры / Токио. 2001. Фотография. Национальный художественный музей, Осака
Prism of the Real: Making Art in Japan 1989–2010
Призма реального: искусство в Японии 1989–2010
Национальный художественный центр, Токио
Национальный художественный центр Токио рассказывает о развитии современного японского искусства в бурный период 1990–2000-х. В это время критическое переосмысление послевоенной жизни переплетается с сугубо творческими экспериментами, преобразующими формы и жанры, а глобальные устремления сочетаются с рефлексией о национальной идентичности. Помимо работ японских художников экспозиция включает произведения зарубежных авторов, вдохновившихся современной культурой Японии, и показывает, как локальное способно становиться универсальным.

Ilya Repin: Encyclopedia of Russian Life
Илья Репин: энциклопедия русской жизни
Национальный музей Китая, Пекин
Национальный музей в Пекине открыл выставку Ильи Репина, подготовленную в сотрудничестве с Третьяковской галереей и Русским музеем. Преимущественное внимание здесь уделяется сюжетному наполнению работ художника: его связи с критическим реализмом, интересу к социально-политическим процессам своего времени, а также интерпретациям народной культуры и фольклора. В таком ракурсе Репин предстает визуальным летописцем поздней Российской империи, выразительно обозначившим ее актуальные проблемы и предвосхитившим радикальные трансформации XX века.

MAM São Paulo at the Pinacoteca do Ceará: figure and landscape, word and image
MAM Сан-Паулу в Пинакотеке Сеара: фигура и пейзаж, слово и изображение
Пинакотека Сеара, Форталеза
На время реставрации в своем здании Музей современного искусства Сан-Паулу активно развивает внешние проекты. Совместная выставка с Пинакотекой штата Сеара отмечает многолетнее сотрудничество двух институций и объединяет их собрания на концептуальном уровне. Экспозиция, составленная из живописи, графики, скульптуры, фотографии, текстиля, выстроена вокруг двух ключевых тем в искусстве XX–XXI веков. Первая ее часть посвящена взаимодействию «фигуры и пейзажа» и художественным трансформациям в этом поле — например, модернистскому размытию границ между сюжетом и его окружением, кульминацией которого стало абстрактное искусство. Второй раздел обращается к взаимодействию слова и изображения, перенося зрителя в пространство философских интерпретаций визуального языка искусства и обращая внимание на роль вербального и текстового контекста в формировании художественных образов.

Chagall. Witness of His Time
Шагал. Свидетель своего времени
Палаццо деи Диаманти, Феррара
Обширная ретроспектива Марка Шагала рассказывает о его концептуальной изощренности, сюжетном богатстве и стилистической целостности. Экспозиция включает более двухсот работ из музейных и частных коллекций, охватывающих практически все этапы биографии художника. Она разделена на несколько тематических частей: от витебских камерных сцен до монументальных европейских заказов, от личных высказываний до фундаментальных гуманистических идей. Особенно интересны офорты Шагала с иллюстрациями к басням Лафонтена, раскрывающие фольклорно-мистическую образность художника в неожиданно мрачной эстетике.

Michaelina Wautier, Malerin
Михаэлина Вотье, художница
Музей истории искусств, Вена
Музей истории искусств в Вене представляет монографическую выставку южнонидерландской художницы XVII века Михаэлины Вотье. Проект следует современному интересу к женским именам в «классической» истории искусств и сосредоточен на жанровом разнообразии творчества художницы. В экспозиции натюрморты и портреты, более «привычные» для женщин-живописцев в то время, соседствуют с историческими картинами, которые, по мнению кураторов, отражают выход художницы за рамки традиционных конвенций. Внимание уделяется и ее яркой манере, развивающей стиль старших современников в утонченном отношении к колориту и более свободной трактовке сюжетов.




