Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Январь 2025
Изучаем Репина в деталях, восторгаемся Брюлловым и пугаемся (или нет). Чем развлечь себя на петербургских выставках, рассказываем в нашем дайджесте.
Сергей Подгорков. Без названия. Фотография. Фрагмент. © Сергей Подгорков. Courtesy Art of Foto
Сергей Подгорков. Неслучайный взгляд
Art of Foto
Фотограф Сергей Подгорков — летописец ленинградской жизни последней трети XX века. В основе сюжетов его снимков — будни умирающей советской империи: прохожие на улицах, жизнь местных маргиналов, закутки дворов. Несмотря на это, работы Подгоркова не выглядят мрачными, беспросветными или безысходными. Бесстрашие, откровенность и легкость, отличающие творческий метод художника, позволяют ему даже из самых убогих и исполненных нищеты картин советской жизни извлечь острую характерность и уникальную индивидуальность момента, воздух, которым наполнена жизнь здесь-и-сейчас, — и тем самым вернуть зрителю чувство настоящего момента.
Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету
Государственный музей истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева)
Экспозиция в особняке Румянцева посвящена ленинградской художнице Елизавете Александровой, ее учителю Владимиру Стерлигову и общему для них опыту созерцания света — физического и метафизического. Для обоих авторов творческий процесс был полноценной духовной практикой и утверждением важности и ценности религиозного опыта: и Александрова, и Стерлигов не могли представить себе искусства вне Бога, и путь к свету в себе для них соответствовал познанию того, как Бог действует внутри каждого из нас. Таким образом, каждое произведение превращалось в творение мира — свободное богообщение, исполненное (пользуясь выражением Осипа Мандельштама) радостного подражания Богу. В экспозицию вошли живописные и графические работы Александровой и Стерлигова из частных коллекций и собрания ГМИ СПб.
«…Посмотри в глаза чудовищ…» Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители
Государственный Эрмитаж
Выставка в Эрмитаже раскрывает искусство и мифологию Древней Греции и Древнего Рима не через прекрасных богов и бесподобных героев, а через античный бестиарий. В экспозицию вошло более 250 предметов, каждый из которых воплощает тот или иной страх эллинов: страх моря, неизвестных берегов, вулканических извержений, страх чужих земель, страх божественного запрета, страх ночных опасностей и, конечно же, страх смерти. Столкновение со всеми ипостасями страха, персонифицированного в образах разных монстров — от Сциллы и Кетоса до Химеры и Цербера, — поможет лучше понять античную цивилизацию и, возможно, зарядит зрителя отвагой, необходимой для того, чтобы справиться со своими собственными монстрами и страхами.
Репин. Детали
Музей Академии художеств
Музей Академии художеств дает зрителям возможность открыть для себя творческую кухню Ильи Репина: предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания музея-усадьбы «Пенаты» впервые собраны в одном пространстве с картинами из многочисленных отечественных музейных собраний. Экспозиция сосредоточена на деталях творческого метода живописца и кропотливо реконструирует жизнь художника и его окружения с помощью воспоминаний, фотографий и писем, а также многочисленных предметов, которые Репин использовал в качестве референсов для исторических полотен.
Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова
Русский музей (Михайловский дворец)
Юбилейный проект Русского музея подтверждает, что «Пушкин русской живописи» (как часто называют Брюллова) вовсе не был художником одной картины — недавно отреставрированного полотна «Последний день Помпеи». На выставке представлены и портреты, которые отличает свобода письма, тонкий вкус и виртуозность композиционных решений, жанровые полотна, отражающие новаторские взгляды Брюллова на миссию искусства, работы на религиозные сюжеты и целый раздел, посвященный графике. Всего в экспозицию вошло около 160 живописных полотен и 250 акварелей и рисунков.