Выставки недели в России: выбор «Артгида». Июнь 2024
Не месяц, а праздник: в Нижнем рассказывают о ярмарочных гуляньях, в Самаре — о еде, а в Дмитрове отмечают 870-летие города выставкой археологических находок. Подробнее — в нашем дайджесте.
Алексей Боголюбов. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. 1862. Холст, масло. Нижегородский художественный музей
Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган
Пакгаузы, Нижний Новгород
В Российской империи ярмарка — одно из ярчайших и старейших явлений городской культуры — больше походила на фестиваль, чем на современные ярмарки. Играя важную роль в развитии экономических и политических отношений, она была не только местом заключения сделок, но и большим представлением с музыкой, шуточными соревнованиями, кукольными спектаклями и прочим. Скоморохи зазывали покупателей, купцы рассказывали байки о своих путешествиях, а народ делился новостями.
Именно этому явлению посвящен масштабный выставочный проект в Пакгаузах. Примечательно, что выставочная площадка находится практически на том же месте, где когда-то проходила Нижегородская ярмарка — крупнейшая в Российской империи. По географическому охвату и количеству участников выставка почти не уступает разнообразию реальной Нижегородской ярмарки: в экспозицию вошли произведения иконописи, живописи и графики из более чем тридцати государственных и частных собраний России. Среди них — работы Ильи Репина, Виктора Васнецова, Константина Маковского, Филиппа Малявина, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и, конечно, Бориса Кустодиева — автора колоритных образов купцов и купчих, любившего обращаться к сюжетам народных гуляний и многолюдных праздников. В числе ключевых экспонатов выставки — икона Макария Желтоводского, покровителя Нижегородской ярмарки, созданная иконописцем Симоном Ушаковым в 1661 году.
История русской святости. Памятники XVI–XX веков из собрания Музея имени Андрея Рублева
Музейный центр Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника
Выставочный проект, посвященный тысячелетней истории русской святости, рассказанной с помощью предметов церковного искусства из собрания Музея имени Андрея Рублева, объехал уже несколько российских регионов. Теперь его можно увидеть в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Каждый раз проект редактируется в соответствии с местным контекстом, и нынешняя выставка не исключение: экспозиция, посвященная образам наиболее известных русских святых (Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского), дополнена иконами с изображением «местных» святых, в числе которых, например, Василий Рязанский, явивший чудо жителям Мурома, поплыв на своей мантии против течения реки Оки с иконой Богоматери в руках. В экспозицию вошло более 120 предметов русского церковного искусства XVI — начала XX века: иконы, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства.
Сердце не камень
Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
Выставочный проект «Сердце не камень» знакомит зрителей с молодыми красноярскими художниками и Музейным центром «Площадь Мира». Это полноценное путешествие по географическим и паранормальным явлениям, запущенным трапповым магматизмом и пермско-триассовым вымиранием, которые на выставке становятся исходной точкой рефлексии на тему «сибирского». Искусство здесь — чувственный способ познания мира и неотчужденного контакта с гиперобъектами: лесом, ветром, тунгусским метеоритом, базальтовыми скалами, угольными разрезами и редкими минералами. Экспозиция, в которую вошли произведения тридцати авторов, не только предлагает взглянуть на современное искусство через призму постгуманизма, темной экологии Тимоти Мортона и объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана, но и расчерчивает новую карту отношений человека с природой, обращаясь к самым разным медиумам: здесь нашлось место и зину, посвященному научному фольклору о метеоритах и полтергейстах, и исследованию звуков Енисея с помощью полевых записей, и работе с научными архивами, и даже трэп-композициям, в которых начинают звучать камни.
Археологические открытия Подмосковья
Музей-заповедник «Дмитровский кремль»
Выставка, приуроченная к 870-летию основания Дмитрова и подготовленная Институтом археологии РАН совместно с Музеем-заповедником «Дмитровский кремль», — результат археологических исследований на территориях Дмитровского городища, Троице-Сергиевой Лавры и Вереи, которые велись последние несколько лет. В экспозицию вошли артефакты, найденные в ходе этих раскопок: стеклянная гемма XVIII века с изображением Георгия со змием, поясная пряжка XVI века с замком московского типа и изображением символа «Зверь лютый», предметы духовной жизни насельников Троице-Сергиева монастыря (нательные кресты, иконки, книжные застежки) и многие другие вещи, относящиеся к раннему периоду существования Дмитрова и ко времени удельного княжества XIV–XVI веков. Экспозиция предлагает не только встретиться с прошлым Подмосковья, увидев его своими глазами, но и взглянуть на него через объектив фотокамеры Андрея Бронникова, сделавшего снимки представленных находок в режиме макросъемки.
На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве
Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка, открывающая филиал Третьяковской галереи в Самаре, посвящена еде неслучайно: филиал создан в восстановленной Фабрике-кухне — шедевре конструктивизма, построенном Екатериной Максимовой, одной из первых женщин-архитекторов в стране. Фабрики-кухни — «бомбы, брошенные в старый быт», были апофеозом советской системы общественного питания 1920-х годов. Но уже в 1931 году ЦК ВКП(б) принял решение свернуть проект в пользу перехода к столовым на предприятиях — и самарская Фабрика-кухня превратилась в столовую завода имени Масленникова. В 90-е она пришла в упадок, а в 2008-м у нее появился новый собственник, планировавший снести здание. Горожане сумели отстоять памятник, и теперь в стены утопического пищевого конвейера, призванного освободить женщину из цепей домашнего хозяйства, снова возвращается еда — но уже как художественный образ и универсальная метафора человеческого опыта. В основе экспозиции — образ трапезы как цикла, состоящего из первого, второго и третьего блюд, с сопутствующим любой трапезе ритмом смены состояний, от предвкушения к насыщению.
В экспозиции представлены работы художников, охватывающие период с 1820-х годов до наших дней. Среди них — Виктор Васнецов, Нико Пиросмани, Наталия Гончарова, Владимир Татлин, Давид Штеренберг, Кузьма Петров-Водкин, Владимир Вейсберг, Константин Звездочетов, Михаил Рогинский, Илья Кабаков, Владимир Козин и Виктор Пивоваров. Но никакой линейной истории еды в отечественной живописи посетители не увидят: работы выстроены не в хронологическом порядке, а сгруппированы в своего рода ассоциативные ансамбли, соответствующие определенному циклу трапезы. Это кураторское решение превращает прогулку по выставке в путешествие из точки аскезы в точку гипертрофии — путешествие, в котором «путь тела» и «путь духа» становятся сообщающимися сосудами.