Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Октябрь 2025

Ретроспектива Ани Желудь, попытка создания утопии и всё об образе Москвы в искусстве. Рассказываем об осенних выставках в столице.

Светомузыкальный инструмент «Кристалл» во время исполнения. Courtesy Центр Вознесенкого

Светлая оттепель
Центр Вознесенкого

Центр Вознесенского обращается к жизнеустроительным и технопозитивистским мотивам времен советской оттепели. Героями выставки стали участники студенческого конструкторского бюро «Прометей», появившегося в 1960-е при радиофакультете Казанского авиационного института: Булат Галеев, Сергей Зорин, Вячеслав Колейчук и другие. Проект представляет широкий спектр их научно-художественных практик: от кинетического искусства и видеоарта до пространственных светозвуковых инсталляций и письменных руководств по организации дискотек, — конечной целью которых была тотальная утопия синтеза искусств и преобразование человеческой повседневности. Объединяя эти творческие манифестации, выставка рассказывает и об институциональной среде, окружавшей прогрессивных казанских авторов. Так, особое внимание уделяется Музею светомузыки и фестивалю «Свет и музыка», представлявшим все богатство передовых идей казанских художников «оттепели».

[Подробнее]

Аня Желудь. Сил жить… (Из серии «Другая икона»). 2022. Картон, темпера. Собрание Михаила Корягина. Courtesy Мультимедиа Арт Музей, Москва

Аня Желудь. Вдох выдох
Мультимедиа Арт Музей, Москва

МАММ посвящает свой проект памяти Ани Желудь, ушедшей из жизни 4 июня 2025 года. В фокусе выставки — концептуальное наследие художницы. Работы из гнутых металлических прутьев отражают интерес Желудь к исследованию физических структур окружающей реальности и человеческих взаимосвязей. Камерная живопись с обрывками эмоциональных повседневных фраз трогает зрителя искренностью и глубокой рефлексией, а множественные серии картин отражают преданность художницы бесконечности художественного процесса. Соединяя эти фрагменты, музей представляет творчество Желудь как открытую систему, способную развиваться и вызывать новые индивидуальные интерпретации.

[Подробнее]

Андрей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Образ Москвы в русском искусстве
ВДНХ (Павильон № 1 «Центральный»)

Выставка на ВДНХ, подготовленная совместно с Русским музеем, посвящена образу столицы в работах отечественных художников. Три раздела экспозиции демонстрируют визуальные реконструкции, живописные фантазии и художественные документации истории Москвы: от пассеизма Аполлинария Васнецова и светских образов Валентина Серова до масштабных полотен Ильи Репина и соцреалистических работ Юрия Пименова. За хронологическим повествованием следует отдельный фрагмент выставки, отведенный портретам и представляющий собой визуальный «пантеон» москвичей, чья жизнь и деятельность определили культурное наследие города.

[Подробнее]

Дмитрий Краснопевцев. Чаги. 1956–1957. Картон, масло. Музей AZ, Москва

Краснопевцев. Равновесие неравного
Центр современного искусства AZ/ART

Выставка центра AZ/ART реконструирует физическое и идейное пространство творчества Дмитрия Краснопевцева, одного из наиболее самобытных художников советского андеграунда. Основываясь на отсылках к разнородным художественным и историческим периодам, он создавал «метафизические натюрморты», в которых жанр становился сферой фундаментальных размышлений о смерти, бытии и вечности. В экспозиции эти образы дополняются антиквариатом, книгами и природными диковинками из собрания художника — воплощениями временных и культурных слоев, к которым восходили его мотивы. Наконец, лапидарные графические эскизы Краснопевцева рассказывают о структуре его визуального языка, а ранние работы — о начале творческого пути.

[Подробнее]

Василий Кандинский. Зимний день. Смоленский бульвар. Около 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Свой человек. Владимир Гиляровский
Музей русского импрессионизма

К юбилею Владимира Гиляровского Музей русского импрессионизма подготовил выставку, соединяющую визуальную биографию писателя и «портрет» окружающего его мира, в котором он оставался «своим», несмотря на стремительные социальные и технологические изменения. Полотна Владимира Маковского и Василия Верещагина отсылают к мотивам путешествий и испытаний, через которые пришлось пройти Гиляровскому, а галерея портретов представляет его друзей, знакомых и героев текстов. Значимый для писателя город представлен в работах московских художников: консерваторов из МУЖВЗ (Валентин Серов, Илларион Прянишников) и молодых авангардистов (Илья Машков, Василий Кандинский и Ольга Розанова), которых едко критиковал Гиляровский. Наконец, дух прогресса, захватившего Россию и мир в начале столетия, отражают включенные в экспозицию изобретения тех лет: граммофон, портативный фотоаппарат, телеграф, телефон и другие новшества, которыми восторгался и пользовался писатель.

[Подробнее]

Читайте также