«Уважаемый Борис Николаевич…»
Что происходит с институциональной сферой культуры, когда такая большая страна, как СССР, перестает существовать? «Артгид» продолжает реконструировать историю Третьяковской галереи рубежа 1980-х и 1990-х годов и публикует текст открытого письма (копия из архива семьи Алленовых), которое проливает свет на то, какие настроения царили в галерее в этот сложный период.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Президенту РСФСР
т. Ельцину Б.Н.
Уважаемый Борис Николаевич!
Сотрудники Государственной Третьяковской галереи поздравляют Вас с избранием на высокий пост Президента России.
Мы обращаемся к Вам, президенту России, с просьбой принять Государственную Третьяковскую галерею, крупнейший музей отечественного искусства, в юрисдикцию РСФСР.
Плачевное состояние наших дел глубоко проанализировано в итоговом акте комиссии Министерства культуры СССР, которая констатировала кризис и большие просчеты в деятельности руководства галереей, но ничего не сделала для выправления положения. Письмо коллектива Н.Н. Губенко о смене руководства музея, подписанное 126 сотрудниками, осталось без ответа.
Сознавая свою ответственность перед русской культурой, желая честно и верно служить России, мы просим взять наш музей в непосредственное подчинение Совмина РСФСР, хотя бы до окончания реконструкции галереи, до конца 1992 года, когда будет открыта новая экспозиция и приняты первые посетители.
Государственная Третьяковская галерея не будет обременительна для России в финансовом отношении. Ежегодное наше содержание составляет с расходами на реконструкцию чуть более 16,0 млн рублей. При умелом ведении дел, при развитии коммерческих видов деятельности коллектив может гарантировать половину этих средств зарабатывать самим.
Но главное, что галерея уже не хочет спокойно смотреть на беззастенчивую эксплуатацию своих коллекций, не приносящую по вине руководителей галереи никаких дивидендов государству. При наших возможностях стыдно стоять с протянутой рукой.
Государственная Третьяковская галерея может и должна нести в общество высокую духовную культуру, одновременно и обеспечивать себя финансово. Высокопрофессиональный коллектив может справиться с такой задачей, но при условии заинтересованного, заботливого и профессионального руководства со стороны парламента России.