До встречи, Третьяковка
В 1986 году здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию. Работы планировалось завершить примерно за пять лет, но в итоге обновленный музей открылся для посетителей лишь в 1995 году. В феврале 1986-го, на пороге грандиозной перестройки, корреспондент «Известий» Наталья Кищик побывала в галерее, взглянула на пустые рамы и узнала, почему потребовались такие масштабные изменения.
Открытие Государственной Третьяковской галереи после реконструкции. В зале Александра Иванова. 5 апреля 1995 года. Фото: С. Поминов. Главархив Москвы. Источник: www.mos.ru
В 11 часов 15 минут в огромном опустевшем зале Третьяковской галереи снимали последнюю картину. Это было огромное всемирно известное полотно «Явление Христа народу» Иванова. За всю историю только дважды решались трогать шедевр — когда привезли картину накатанной на вал сюда из Румянцевского музея и когда в таком же виде эвакуировали ее в Новосибирск. Даже тогда, когда потребовалось надстраивать потолок зала, холст не стали беспокоить: разбирали часть стены, чтобы вынести из зала вместе с рамой…
Что же за события происходят нынче? Теперь Третьяковка закрыта на капитальный ремонт. Трудно представить себе Москву без нее. Но, что делать: стареют даже здания.
…Три часа следим за каждым движением реставраторов и рабочих, снимающих под самым потолком с огромных крюков картину, ткань, предохранявшую ее с обратной стороны, доски, скрепляющие по бокам раму, зажимы. Малейшее «волнение» холста чревато последствиями.
— Все! — с облегчением вздохнул Юрий Константинович Королев — директор объединенной дирекции Третьяковской галереи.
Мы в последний раз проходим по притихшим залам, в которых у стен одиноко лежат пустые рамы.
— Понимаю вашу грусть, — говорит Юрий Константинович. — Но я рад, что предстоит настоящий ремонт. В этом году зданию исполнится 130 лет. И за все эти годы в нем серьезно строители не работали. Стены на шестьдесят процентов поражены грибком. Отсутствует гидроизоляция, тепловлажностный режим невозможно больше поддерживать: когда жарко на улице, в галерее — 40 градусов, влажно — в зал поступает сырость. Огромных трудов стоило «латать» неполадки. Видите — потеки на стенах, сгнившие углы полов, обветшавшая проводка — сейчас все обнажилось…
Назрел и вопрос о резком увеличении возможностей показа сокровищ Третьяковки. Когда Павел Михайлович Третьяков подарил Москве свою коллекцию, она насчитывала две тысячи произведений. Перед революцией коллекция состояла уже из четырех тысяч. Сейчас в фондах Третьяковки более 60 (!) тысяч картин. А выставлялась для показа, понятно, лишь малая часть богатств.
— Ремонт поэтапно продлился бы около шестнадцати лет, — говорит директор. — Так целое поколение людей могло вырасти, не видя многих шедевров русской и советской живописи…
Третьяковку закрыли до 1990 года полностью — на капитальный ремонт, реконструкцию и расширение — такое решение принял Совет Министров СССР. Все эти годы шедевры русского и советского искусства будут демонстрироваться в залах Государственной галереи СССР на Крымской набережной.
Все 60 тысяч картин принял уже только что выстроенный запасник, депозитарии, где каждая картина, как в больнице, пройдет глубокое обследование, а потребуется — и «лечение» у высококвалифицированных реставраторов.
По новому проекту в стиле васнецовской постройки будет возведен целый город, который появится у Третьяковки. Лаврушинский и Толмачевский переулки станут пешеходной зоной. Предусмотрены здесь и экспозиции на открытом воздухе. Появится еще одно здание — в нем предполагается открыть экспозиционные залы для выставок. Раньше, чтобы организовать, скажем, юбилейную выставку, приходилось снимать картины с привычных мест, освобождать зал. Здесь будут и современный лекционный зал, помещения для занятий с детьми…
— Но самое главное — это центральный корпус. Двести залов вместо пятидесяти будет у Третьяковки, — с гордостью говорит Юрий Константинович. — Работа предстоит большая. Нужна перекладка стен, надо вычистить подвалы, подвести фундаменты, разобрать перекрытия, сменить проводку… Будет создана новая система освещения, гидроизоляции, мастера настелят новые полы…
По центральной лестнице спускаемся вниз. Вдоль стен свисают длинные цепи, оставшиеся от картин, сиротливо выглядывает забытая табличка «Начало осмотра». Идем по территории внутри главного здания. Весь дворик — котлован.
— Тут будут два огромных зала, где покажем наконец самые большие полотна, которые хранятся накатанными на валы. Никто уже не помнит: демонстрировались ли они вообще? Такие, к примеру, как «Принцесса Грёза» Врубеля, «Осада Пскова» Брюллова.
Директор перечисляет художников, у которых появятся целые залы, показывает, в какой части здания они будут находиться.
Как и в прежние времена, перед зданием — памятник Третьякову. Мы выходим к нему, видим, как люди у ворот читают объявление о том, что Третьяковка закрыта.
— Приходите через полгода на Крымскую набережную, — говорит Юрий Константинович. — А сюда — через пять лет. Тогда вы сможете увидеть все сокровища Третьяковки.