Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Июнь 2023

Петербургское выставочное лето начинается с духовных странствий, Шаляпина и науки.

На фестивале Stage 2023. Источник: a-a-ah.ru

Stage 2023
Art.ITMO.Residency

Фестиваль Stage — ежегодная выставка проектов на стыке науки и искусства, подготовленных студентами магистратуры Art & Science Университета ИТМО. Время обучения выпускников этого года выпало на период общемировой нестабильности, а потому темой фестиваля стала «Новая хрупкость».

Выставка проходит на территории резиденции для сайнс-арт-художников AIR (Art.ITMO.Residency). Проекты разделены на три основных направления. «Несовершенные технологии» исследуют то, как поломки гаджетов влияют на их обладателей. Второй раздел обращается к ментальному здоровью и необычным способам побороть тревожность — например, на выставке расположена ольфакторная (связанная с обонянием) инсталляция, ставшая результатом поиска идеального успокаивающего аромата. Последняя часть выставки посвящена поиску ответа на вопрос о том, возможно ли равноценное общение людей не только с себе подобными, но и с другими существами? В новой постановке «Каштанки» Антона Чехова актеры-люди играют вместе с актерами-роботами, а повествование ведется от лица робота-собаки.

Всего на выставке представлены произведения 11 авторов: Натальи Гришиной, Вани Заславца, Дарьи Иванс, Анастасии Костиной, Валентины Макаровой, Дарьи Мурашкиной, Ульяны Назаренко, Дарьи Охрименко, Эрнеста Сайрон, Анны Скользневой, Софии Шурановой.

[Подробнее]

 

Александра Анюхина. Книга странствий 2. Книга-свиток. Мешковина, бумага, нить, веревка, бамбук, линогравюра, каллиграфия. Courtesy Арт-центр «Пушкинская-10»

Александра Анюхина. Tuba Mirum
Арт-центр «Пушкинская-10»

Tuba mirum — начальные слова одной из частей реквиема, которые в разных словарях переводятся как «трубный глас», «труба дивная» и «труба предвечная». Это словосочетание дало название и стихотворению художницы Александры Анюхиной. Лейтмотивом ее произведений («Пилигрим», «Путник», «Я иду на звон колокольчиков», «Сад», «Звуки», «Колокол», «Бог»), представленных на выставке, стала тема духовных странствий. Она же легла в основу главного экспоната — семиметровой книги-свитка, символизирующей духовный путь человека.

Александра Анюхина работает в технике линогравюры, ксилографии, высокой гравюры на пластике, офорта, сухой иглы, а с 2020 года — и в жанре книги художника.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки «Царь Федор». Couretsy Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Царь Федор
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Основой выставки «Царь Федор», приуроченной к 150-летию Федора Ивановича Шаляпина, стала его книга воспоминаний «Маска и душа» — вторая автобиография оперного певца, написанная на склоне лет в эмиграции. Затронутые в ней темы — творческие поиски, духовное развитие, выдающиеся личности родной страны и разлука с ней, связанные с этим тревоги — так или иначе отражены в экспозиции, разместившейся в двух залах Парадной анфилады Шереметевского дворца.

Первый зал посвящен детским воспоминаниям певца: фотографии Казани и ее пригородов, живопись Бориса Кустодиева, Ивана Богданова и Исаака Левитана, личные вещи показывают мир, окружавший юного Шаляпина. Второй зал представляет артиста в его сценических образах: Мефистофель, Борис Годунов, Иван Грозный, Фарлаф, Олоферн, Дон Кихот и другие. Здесь можно увидеть сценические костюмы, скульптуры Марка Антокольского, картину Вячеслава Шварца и рисунки Михаила Врубеля, которыми Шаляпин вдохновлялся при работе над ролями, а также его портреты — в ролях и в жизни — кисти русских художников. В Оружейном зале воссоздана грим-уборная артиста в Мариинском театре и показаны его зарисовки, шаржи и эскизы. На четырех из них — невоплощенная мечта Шаляпина — «Замок искусства» для артистов на скале Пушкина в Крыму: певец купил землю, заказал проект архитектору Ивану Фомину, начал строительство, но так и не завершил его в связи с революцией.

Выставка сопровождается аудиоспектаклем на основе воспоминаний и писем Шаляпина, фрагментами фильмов «Дон Кихот» и «Дочь Пскова» с участием артиста и архивными видео, на которых певец запечатлен с семьей, друзьями и коллегами.

[Подробнее]

 

Евгений Козлов (Е-Е). Обложка альбома «Начальник Камчатки». 1984. Courtesy KGallery

Самиздат. Музыка времен запрета
KGallery

На протяжении пятидесяти лет западная музыка находилась в СССР на полулегальном положении: звукозапись осуществлялась подпольно, а за распространение можно было получить реальный срок. Выставка в KGallery представляет артефакты неофициальной музыкальной культуры советской эпохи из частных и государственных коллекций.

Символами того времени стали катушечные магнитофоны, нарисованные вручную обложки, плакаты, открытки и, конечно, «музыка на костях» — пластинки, записанные на рентгеновских снимках. Вместе с ними в экспозиции впервые будут показаны первая копия демозаписи альбома «Группа крови» группы «Кино» с рукописным текстом Виктора Цоя, а также макет конверта к альбому «Начальник Камчатки», созданный художником Евгением Козловым. Выставку дополнят произведения Бориса Кошелохова, Евгения Михнова-Войтенко, Тимура Новикова, Андрея «Вилли» Усова и других.

[Подробнее]

 

Артем Максимов. «Ватник с топором в ушанке» (2022) и «Смотрящий» (2023). Фарфор, глазури. Собрание автора. Courtesy DiDi Gallery

Артем Максимов. Дурак
DiDi Gallery

Новый персональный проект Артема Максимова «Дурак» стал продолжением выставки «Кровь с молоком to go». Автор последовательно сочетает несочетаемое: в прошлый раз — устаревшие традиции с современной реальностью, сейчас — быт с космической утопией. Художник предлагает выйти за пределы пространства и времени в альтернативную вселенную, где мечты становятся явью, сказка — былью, и происходящее вокруг не способно повлиять на размеренный ход жизни.

Артем Максимов работает с керамикой, занимается стрит-артом, инсталляцией и перформансом. В своем творчестве размышляет над тем, как чувствуют себя человек и общество в условиях цифровой реальности, предоставляющей большие возможности, но постоянно контролирующей.

[Подробнее]

Rambler's Top100