Дом культуры
GES-2
В сотрудничестве с

Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях

Вторым проектом, которым 4 декабря откроется Дом культуры «ГЭС-2», станет инициатива кураторов V–A–C, посвященная карнавальной культуре и воссоздающая атмосферу девяностых годов. Он получил название «...А я моторы гондолы разбираю на части» — по строчке из известной песни группы «Мумий Тролль». С формальной точки зрения проект организован как карнавал в четырех действиях: он включил в себя уличные процессии, рейвы, стендап, театральную составляющую и многое другое. «Артгид» расспросил кураторов о проекте и его карнавальном духе.

Ульяна Подкорытова. Tамотка. 2021. Создано по заказу и произведено фондом V–A–C. Фото: Павел Смирнов. Courtesy художница

Проект, который под кураторством Андрея Паршикова, Марии Крамар, Ольги Цветковой и Елены Яичниковой откроется в Доме культуры «ГЭС-2», во многом мыслится как ответ Рагнару Кьяртанссону — еще один карнавал, но с несколько иным содержанием. Он также крепко вооружен приемами массовой культуры и коммуникации: его частью станут уличные процессии и рейвы, стендап, танец, театр и все то, что должно, с одной стороны, напомнить об энтузиазме начала девяностых годов, а с другой — расшатать существующие в современном художественном мире иерархии посредством приемов из карнавальной культуры. В отношении к карнавалу, который выступает здесь смыслообразующей категорией, есть что-то от «Мумий Тролля», а что-то — от Михаила Бахтина.

«Наш проект посвящен карнавалу, а точнее рассматривает различные аспекты карнавальной культуры с позиции сегодняшнего дня, — рассказывает Елена Яичникова. — Карнавал — это праздник, но не простой. В России он уходит корнями, с одной стороны, в народную культуру, а с другой, в петровские реформы, и, как хорошо известно из трудов Михаила Бахтина, несет в себе освобождающую и преобразующую силу. Чем не отличное начало для жизни институции на новом месте? Мы решили разобрать карнавал — или «моторы гондолы», говоря словами Ильи Лагутенко, — на части, обдумать и вновь пересобрать, чтобы понять, какой потенциал несет в себе карнавальная культура сегодня. Работы художников, хореографов, драматургов, музыкантов, композиторов и комиков, которых мы пригласили к участию в проекте, обращаются к разным элементам и сторонам карнавальной культуры — от переодевания и выражения себя посредством костюма, примерки новой идентичности и разыгрывания вымышленной реальности, до телесного соприсутствия в публичном пространстве и ниспровержения иерархии “высокого” и “низкого”. Они затрагивают обширный пласт российских фольклорных традиций и, конечно, музыку и народный смех».

Container imageContainer imageContainer image

Проект включил в себя театральный и ритуальный опыт, переодевание, травестии, игры — словом, все, что может способствовать демократизации художественного высказывания и, главное, выходу за его пределы. В первую очередь это касается практики, связанной с телесностью. С точки зрения формы проект организован как городская ярмарочная площадка: на ней расположатся павильоны и сцены с чередующимися представлениями. Среди множества форм будет и стендап-программа «Новые шутки о главном», рейв на парковке и уличная танц-процессия вокруг здания «ГЭС-2». «Рейв на парковке — это наша фантазия, воображаемый рейв, на котором нас никогда не было, — говорит Мария Крамар. — Энергия электронного звучания и анонимность на танцполе стимулируют невербальные формы познания и коммуникации, и из них складывается коллективное тело — множество, объединенное собственными интерпретациями свободы. На одну ночь “ГЭС-2” окажется пространством, в котором воплотится невозможное — масштабный рейв в центре города, когда каждый сможет ощутить, как устроены и где проходят сегодня границы коллективного пребывания. Рейв будет следовать за приквелом — перформансом Алексея Таруца».

Головной убор для шоу «Полоний». Китель, аксессуары, брюки из антикварной китайской ткани. Вышивка — Катя Филиппова. Courtesy Фонд V–A–C

Отдельно стоит сказать про танц-процессию — еще один основной элемент этого действа, над которым под руководством хореографа Татьяны Чижиковой вместе работают художники, музыканты и перформеры. Они раскрывают суть праздника через танец и телесную трансгрессию. «Танцевальное полотно будет собрано из множества фрагментов и скоростей: балет, рейв, обращение к фольклорному танцу, скоморошество, коллективное пение и физкультурный парад, — рассказывает Ольга Цветкова. — Хореографическое шествие будет протанцовывать все варианты праздника, пока не окажется в точке настоящего переживания, того, что имеет отношение к свободе и трансгрессии. Праздник здесь становится не только местом личного экстаза и максимума, усиленного группой, но и выходом за пределы обыденного и даже возможного».

Выставочная часть проекта также посвящена проблеме репрезентации тела в общественном пространстве. Карнавал, как мы знаем, не созерцают (согласно Бахтину, «в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден»). Этой особенностью обусловлен и выбор материала, который не должен претендовать на вечность и вписываться в существующие иерархии культурных ценностей. «Это высказывание, сделанное в том числе с помощью облачения, костюма, — говорит Андрей Паршиков. — Поэтому на выставке вы (и мы) увидите костюмы, костюмированные постановочные фото, альтернативную и не очень моду, платья, которые говорят от лица угнетенных меньшинств, театральные наряды и даже боевые одеяния абстрактных понятий. Бахтинская освободительная практика переодевания, смены ролей, трансгрессии, переворачивания вверх тормашками предъявлены здесь через внешние образы-высказывания. Как я уже заметил, нарядов будет много. Мы покажем известнейший проект Новой Академии Изящных Искусств “Золотой Осел” с костюмами Константина Гончарова и Алексея Соколова. Помимо этого, будет новый проект Евгения Антуфьева — документация рестлинга, в котором бойцами станут абстрактные понятия вроде капитализма, времени и милосердия, разумеется, в соответствующих нарядах. Глюкля и Фабрика Найденных Одежд покажут платья-высказывания об угнетенных группах, и это, поверьте, далеко не всё».

Дженда Флюид. Ясный мой свет. 2021. Шестиканальная видеоинсталляция (кадр из видео). Courtesy Фонд V–A–C

Проект очень важен для понимания того, что будет представлять собой «ГЭС-2». Мария Крамар объясняет: «Одним из важных направлений работы для нас было создание диалога между различными языками художественного высказывания. В данном проекте о потенциале телесных практик в общественном пространстве мы как раз прицельно работали с различными перформативными формами и приглашали к сотрудничеству не только художников, но и хореографов, драматургов, музыкантов, сценографов, саунд-дизайнеров. Несмотря на то, что мы наконец открыли свое собственное пространство — свой Дом культуры — и у нас наконец-то появился свой выставочный зал, мы очень старались превратить это в немузейный выставочный зал. Наверное, мы уже на генетическом уровне мыслим себя как открытая городская площадка — и даже в масштабе одной небольшой выставки стремимся изменить логику коммуникации с искусством. И конечно же, время, которое предшествовало открытию “ГЭС-2”, особенно последние несколько лет, показало, что мы обязаны поддерживать локальную художественную сцену, поэтому в проекте участвует лишь несколько иностранных художников. Это ни в коем случае не говорит о том, что мы планируем работать только с российскими художниками, а скорее отражает наш интерес в первую очередь к местным профессионалам и желание предоставить им пространство для высказывания».

О других инициативах Фонда V–A–C в Доме культуры «ГЭС-2» читайте в материалах партнеров фонда: РБК объясняет, почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, «Афиша» рассказывает о программе первых пяти сезонов, объединенных единым нарративом, журнал AD говорит об истории реконструкции «ГЭС-2» и архитектурных особенностях здания, а Blueprint знакомит читателей с публичной программой первого сезона. Все самое интересное об открытии «ГЭС-2» читайте на сайте фонда.

 

Публикации

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100