Ярмарка blazar-2021. Купите это немедленно!
Ярмарка молодого современного искусства blazar второй год подряд поддерживает атмосферу художественного супермаркета, где каждый посетитель может приобрести работу, просто отсканировав QR-код и забрав ее прямо из экспозиции. Такой гибкий формат ориентирован в первую очередь на художников, которые только начали искать свой художественный язык и еще не успели наладить отношения с институциями. Помимо независимых авторов, произведения на ярмарке представляют галереи, творческие коллективы и школы искусств. Цены начинаются от 3000 рублей. «Артгид» выбрал самые интересные работы и настоятельно советует заглянуть в Музей Москвы, пока все не раскупили.
Илья Колесников. Папа отдыхает. 2020. Бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, акрил. Фрагмент. Courtesy blazar
Илья Колесников. Папа отдыхает
Цена: 45 тыс. рублей
Искусство, порожденное пандемией, вот уже второй год подряд правит бал на выставках, ярмарках и аукционах, и blazar не стала исключением. Незамысловатая графика Ильи Колесникова из серии «Раскраска для папы» создавалась в период самоизоляции и вобрала в себя лучшие черты «карантинного» искусства. Она изобретательна, иронична и автобиографична. В процессе создания рисунков художник задействует множество материалов — ручки, карандаши, фломастеры, акрил — и всячески противится заданным рамкам рисунка-раскраски. Изначально мультяшные сценки из семейной жизни он рисовал для своих дочерей, что добавляет работе уютной ламповости. Вероятно, нам еще не раз придется размышлять о том, как коронавирус изменил современное искусство, а потому сейчас самое время приобрести произведение, фиксирующее этот эмоционально насыщенный период.
Саша Дёмина. Серия «Побег». Краснодарский институт современного искусства
Цена: 150 тыс. рублей
Краснодарский институт современного искусства в этом году представляет произведения Саши Дёминой. Серия «Побег» посвящена городским пространствам, которые захлебываются в визуальном шуме. В ней соединяются — а порой и перекрывают друг друга — дорожные знаки, рекламные билборды, самопальные граффити и рвущий глаз уличный декор. Дёмина агрегирует весь этот визуальный мусор и в концентрированном виде переносит на свои гобелены. В результате, как говорит сама художница, получается вариация «современной наскальной живописи и орнаментов, которые окружают нас в каменных джунглях». При этом использование ткани в качестве основы произведения, напротив, уравновешивает хаотичное напластование образов и символов современного мегаполиса и напоминает о традиционных медиумах и кропотливом ручном труде. К слову, гобелен и сам по себе можно рассматривать как попытку побега от более конвенциональных художественных «товаров» вроде живописи, графики и скульптуры.
Миша Никатин. Harry. Онлайн-галерея «Объединение»
Цена: 50 тыс. рублей
Собачки и котики, разумеется, лучшая инвестиция. Да и Миша Никатин успел зарекомендовать себя как певец ускользающей красоты повседневности и ее интернет-изнанки, чаще всего являющейся в виде мемов или случайно выхваченных из новостного потока изображений. В этом году художника представляет «Объединение» — онлайн-галерея молодого современного искусства и микромедиа. Песики в исполнении Никатина выглядят как на фотографии, мимоходом сделанной на смартфон во время прогулки. Такая работа способна послужить отличным напоминанием о том, что сюжеты на самом деле разбросаны повсюду, достаточно лишь присмотреться к своему повседневному окружению. Для тех, кого регулярно мучает творческий кризис, эта мысль вполне может оказаться терапевтической.
Ася Маракулина. Я не могу говорить. Marina Gisich Gallery
Цена: 48 тыс. рублей
Графика Аси Маракулиной давно пользуется популярностью у коллекционеров. Несмотря на то, что обычно художница сфокусирована скорее на внутренних движениях души, чем на внешних эффектах, работы из серии «Уроки французского» выглядят нарочито концептуальными. Эти произведения родились в парижской резиденции в 2019 году. Тогда художница не знала французского языка, поэтому художественное высказывание стало для нее основным способом коммуникации. Текст здесь аккуратно дополняет изображение, прощупывает его границы, а порой и постепенно вытесняет, делаясь смысловым центром произведения. В частности, работа «Я не могу говорить» посвящена извечному вопросу о том, как устроены язык и речь и в каких отношениях они пребывают с визуальным образом. Она служит одновременно и документацией личного опыта, и универсальным символом современного мира, в котором речь то и дело распадается на фрагменты и оставляет вместо себя пустоты.
Данини. Бери шанель пойдем домой. Fragment Gallery
Цена: €3000 (260 тыс. рублей)
Данини — еще одна художница, работы которой можно назвать «голубыми фишками» ярмарки. Они же и одни из самых дорогих в каталоге blazar. В своей художественной практике художница лавирует между разными жанрами и медиумами, часто переходящими один в другой, — это может быть перформанс, объекты и инсталляции, живопись и графика. Вышивка, представленная на стенде галереи Fragment, создавалась на основе популярных интернет-мемов 2020 года, которые художница иронично перекодировала, добавив абсурда и без того сошедшему с ума миру. Подобные работы — это «классическая Данини», превращающая окружающую действительность в веселый карнавал и втягивающая в свое лицедейство всех вокруг. И мемы как своеобразный концентрат цифровой смеховой культуры отлично дополнили ее перформанс длинною в жизнь.
Осип Тофф. Baumaus-1 и Baumaus-2. Ural Vision gallery
Цена: 57 тыс. рублей
Осип Тофф — собирательный образ, за которым скрываются Никита Балтинских и Александра Грачева, искусствоведы и художники из Екатеринбурга. Они создают яркие и запоминающиеся объекты — как правило, это бумажные аппликации на листах фанеры, залитые лаком. На ярмарке они представляют «Баумаусов» — гибрид диснеевской и баухаусной эстетики, функционализма и поп-арта. При этом художники презентуют своих «Баумаусов» как комплект независимых устройств: «В ГДР выпускали такие детские магнитофоны с большими бобинами, а в СССР о них мечтали все. Устройство радует детей, воспроизводя детскую музыку, и в то же самое время записывает либеральные кухонные беседы родителей. Тоталитаризм и контроль навсегда!» Антиутопия вот уже много лет остается самым востребованным литературным жанром, так что сейчас самое время запастись ее визуальными символами.
Художественный кооператив «Бусинки». «Мягкие игрушки для взрослых декор арт-дизайн современно стейк» и «Капустный лист плюшевая компресс приятная бобочка гусеница»
Цена: 76 тыс. рублей
Художественный кооператив «Бусинки» образовался в 2020 году. В него входят Юля Шафаростова, Ира Афанасьева и Катрин Ковалёнок. Художницы создают инсталляции, графику и объекты, выхватывая образы из повседневной жизни и, как они говорят, «сакрализируя» бытовые темы. На ярмарке, например, можно увидеть рыдающий картофель, сочные стейки, будто бы сбежавшие с картин Фрэнсиса Бэкона (вспомним «Фигуру с мясом»), купание разнообразных букашек и таракашек в тарелке борща — словом, предметы быта, которые отвоевали себе право называться искусством и создали немного сюрреалистический постантропоцентричный мир. Мы же советуем обратить внимание на композиции из ткани — капустный лист или стейк из серии мягких игрушек для взрослых, которые, возможно, когда-нибудь станут памятником ушедшей в прошлое ежедневной рутине.
Надежда Лихогруд. Из серии «Фотоальбом»
Цена: 55 тыс. рублей
Надежда Лихогруд — художница и скульптор из Москвы. Основной материал, с которым она работает, — это пространство воспоминаний. Ее небольшие скульптурные композиции напоминают эстетику советских статуэток и в то же время обращаются к опыту людей, взросление которых пришлось на девяностые годы. Чаще всего это образы из детства и бытовые сюжеты, какие можно обнаружить практически в каждом фотоальбоме тех лет. Образы эти хорошо узнаваемы, но размыты: лица стерты, краски поблекли. Как и старые пожелтевшие фотографии, они подвержены эрозии. Некоторые статуэтки будто разрушаются на глазах и становятся ненадежным источником подобно человеческой памяти. Однако работы выполнены с безукоризненным ремесленным мастерством. Художница принадлежит к числу авторов, которые успешно сумели приспособить академическую выправку (Лихогруд изучала дизайн костюма в МГУДТ и скульптуру в МГАХИ им. В.И. Сурикова) к нуждам современного искусства.
Алина Золотых. People leave. Галерея Art & Brut
Цена: 82 тыс. рублей
Вышивка, вязание, керамика — все техники, задействующие ручной труд и традиционно ассоциирующиеся с «женским» искусством, переживают ренессанс и постепенно вытесняют живопись и графику с аукционных торгов и ярмарочных стендов. Многие подобные произведения давно стали хитом среди коллекционеров — взять хотя бы гобелены Данини. Однако если вам пока не по карману работы титулованных художников и художниц, стоит обратить внимание на их более молодых коллег. Алина Золотых — выпускница Высшей школы экономики. Она создает маски, корсеты и гипсовые слепки, работает с керамикой, вышивкой и плетением. На ярмарке художница представляет керамические работы в виде «мятых» фрагментов одежды и аксессуаров, будто бы забытых где-то на солнечном пляже. Чем не памятный сувенир о прошедшем лете?
Татьяна Эфрусси. Городецкий сувенир. Я и мама на реке Узоле
Цена: 60 тыс. рублей
Татьяна Эфрусси как никто сильна в мистификациях. Часто ее произведения оказываются проверкой реальности на прочность — через включение в подлинный исторический нарратив фиктивных подробностей или другие идеологические и культурные подтасовки. Серия пластиковых блюд и подносов «Городецкий сувенир» устроена именно так. Она отсылает к традициям городецкой росписи и в то же время профанирует ее с помощью бытовых сюжетов из жизни художницы. В ее основу легла поездка Эфрусси в деревню Ахлебаиху, бывшую когда-то центром этого промысла. Впрочем, как отмечает художница, до конца 1930-х годов городецкая роспись не исключала тематической свободы, поэтому попытка выйти за рамки стандартных «сувенирных» сюжетов можно назвать возвратом к истокам.