Выставки недели: выбор «Артгида». Август 2021
Куда пойти в Москве и Петербурге в августе.
Таус Махачева. Канат. 2015. Кадр из видео. Courtesy МоММА
Летняя коллекция (до 26 сентября)
Московский музей современного искусства на Петровке
«Летняя коллекция» стала десятой по счету тематической экспозицией в Московском музее современного искусства. В ее основу легли работы четырнадцати художников разных поколений — инсталляции Владислава Ефимова, Таус Махачевой и Анны Ротаенко, авторские серии Игоря Шелковского и Сергея Сапожникова и другие произведения, представляющие собой срез российского искусства за последние двадцать лет. Проекты организованы по монографическому принципу: каждой работе был выделен свой зал, что позволило избежать свойственной подобным выставкам многоголосицы. Название же иронично обыгрывает клише потребительской культуры.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9388/content_01.jpg)
Музы Монпарнаса (до 3 октября)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков
Выставка посвящена легендарным женщинам парижского района Монпарнас — художницам и моделям, писательницам и ученицам монпарнасских академий, среди которых были и будущие создательницы русского авангарда: Александра Экстер, Любовь Попова, Надежда Удальцова. Также с 1900-х по 1930-е наиболее заметны на парижских Салонах были художницы Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Тамара Лемпицкая, чьи работы стали своеобразным ядром всего проекта.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9390/content_02.jpg)
Павел Альтхамер. Тишина (до 30 сентября)
Музей современного искусства «Гараж»
Павел Альтхамер называет свои произведения «социальной скульптурой», задействуя в производстве жену, детей, друзей, соседей, студентов, а порой и случайных прохожих. Создание сообществ и прощупывание их границ давно стало основной практикой художника наравне с керамикой и скульптурой — его первой специализацией. В Москве Альтхамер представляет инсталляцию под названием «Тишина» — сад для медитаций, который разместился на Площади искусств рядом с музеем «Гараж». Художник мыслит ее как особую среду, где захваченный суетой городской житель может замедлиться и вступить в совершенно иные отношения со временем.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9387/content_03.jpg)
Да живет иное во мне (до 10 октября)
Новая Третьяковка
В июне в Западном крыле Новой Третьяковки появился новый резидент — Фонд Laboratoria Art&Science, который объединяет современное искусство, науку и технологии. Первой его выставкой на новом месте стал проект «Да живет иное во мне». Он дает зрителю возможность познакомиться с существующими способами и формами взаимодействия с нечеловеческими агентами: растениями, животными, бактериями, искусственным интеллектом и физическими процессами планетарного масштаба. Всего на выставке можно увидеть 11 проектов зарубежных и российских художников, которые в сотрудничестве с учеными и инженерами ищут способы коммуницировать по-новому и преодолевать межвидовые границы.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9389/content_04.jpg)
Эрвин Олаф. Шанхай – Палм-Спрингз (до 29 августа)
Мультимедиа Арт Музей
Эрвин Олаф склонен превращать каждую свою серию снимков в грандиозное представление в духе экспрессионистского театра. В этот раз он показывает в Москве две серии: цикл работ «Шанхай» (2017) посвящен важному промышленному центру Китая, который видится фотографу символом неиссякаемой энергии. Вторая серия, «Палм-Спрингс» (2018), рассказывает о крупнейшем городе Калифорнии, который в 1960-е годы стал курортом для высших слоев общества.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9393/content_05.jpg)
Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена (до 3 октября)
Государственный Эрмитаж
Бертель Торвальдсен — скульптор-неоклассик, который еще при жизни получил почетное прозвище «Датский Фидий». Считается, что среди скульпторов XIX века он ближе всех подошел к пониманию сути античного идеала. Выставка в Эрмитаже приурочена к его 250-летию со дня рождения. Здесь впервые показывают вместе восемь скульптурных произведений мастера (шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа) и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9392/content_06.png)
Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли (до 4 октября)
Государственный Русский музей, Михайловский замок
Искусство мужества, отваги и бунта: в Петербурге показывают коллекцию Джанни Маттиоли — наиболее полное собрание произведений итальянских футуристов в диалоге с русскими художниками начала XX века. В жизни эта история не увенчалась успехом: русские футуристы отчаянно противились встрече с Филиппо Томмазо Маринетти и всячески демонстрировали, что между русским и итальянским футуризмом не может быть ничего общего. Выставка в Русском музее этот конфликт нивелирует: здесь зритель сможет спокойно рассмотреть сходства и различия двух национальных школ и погрузиться в атмосферу эпохи авангардистских экспериментов.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/9391/content_07.jpg)
Recycle Group. New Nature (до 15 сентября)
Центральный выставочный зал «Манеж»
Группа Recycle продолжает последовательно перерабатывать образы мировой культуры с помощью современных технологий. В этот раз художники исследуют, как трансформируется личность в мире, где значение имеют только индексы цитируемости, коэффициент вовлеченности и количество просмотров и лайков. В «Манеже» они показывают интерактивные скульптуры и динамические инсталляции, которые превращают зрителей в участников виртуального и технологического перформанса.