Новое торжество феминизма на Западе

В 1911 году на Западе кое-как доживает свой век патриархат — впервые художница, Люсьен Эвельманс, получает «римский приз» за лучшую скульптуру. Впрочем, обозревателя «Нивы» этот факт ничуть не удивляет, ведь в Российской империи, по его мнению, уже установлено равноправие между мужчиной и женщиной «в каких угодно конкурсах». Особенно в отношении искусства.

Люсьен Эвельманс. Орест и Электра. 1911. Гипс.

В Париже большой шум произвела недавняя победа, одержанная феминизмом в области искусства. Наши западные соседи до сих пор упорно не давали дороги женщинам в явлениях высшей художественной жизни. Существует так называемый «римский приз», специально присуждаемый деятелю французского искусства за лучшее художественное произведение, скомпонованное на заранее данную Академией художеств тему.

Каждый год французские художники, принимающие участие в конкурсе на «римский приз», волнуются надеждами, потому что имя счастливца, получившего этот приз, облетает весь цивилизованный мир. И в течение всего двухсотлетнего существования этого конкурса еще ни разу не было, чтобы «римский приз» присуждался женщине.

В нынешнем году эта неумолимая традиция оказалась разрушенной и женское имя пробило в ней крупную брешь. На последнем «римском» конкурсе приз был присужден госпоже Эвельманс за скульптурную работу (барельеф) на тему: «Сестра Ореста охраняет сон своего брата». Госпожа Эвельманс не новичок в искусстве. Еще до нынешнего своего триумфа она уже получила награды на различных конкурсах за свои скульптурные группы и барельефы. Она состоит преподавателем скульптуры в нескольких школах в Париже. Премированное произведение парижской лауреатки отличается несомненными художественными достоинствами. Позы главных действующих лиц в ея барельефах — Ореста и его сестры — полны грации и жизненной простоты. Много своеобразной прелести и в побочных деталях, в группе женщин, в общей гармонии фигур и частей. Во всей композиции чувствуется рука крупного мастера. Победа госпожи Эвельманс считается теперь на ее родине новой победой феминизма. Для нас, русских, это представляется немного наивным. У нас в области искусства женщина признана равноправной с мужчинами в каких угодно конкурсах.

Журнал «Нива», 1911, № 37. С. 684.

 

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100