Нортон плюс Норман: музей во Флориде
В феврале 2019 года в Уэст-Палм-Бич во Флориде после реконструкции открылся Музей искусств Нортона. Новое здание выполнено по проекту Нормана Фостера. Посетив реконструированный музей, Рут Эддисон убедилась в важности эндаументов и влиятельности меценатов.
Музей искусств Нортона после реконструкции. 2019. Фото: Nigel Young. Courtesy Foster + Partners
Музей в Уэст-Палм-Бич, ставший ныне одной из главных достопримечательностей Флориды, был создан в 1941 году промышленником Ральфом Нортоном (1875–1953) и его женой Элизабет (1881–1947), в его основу легла личная коллекция семьи. Ральф Нортон не только финансировал строительство здания, но и учредил для поддержки музея эндаумент-фонд, что на тот момент было смелым шагом. Разумеется, считать деньги в чужом кармане неприлично, но трудно не заметить, насколько привержены филантропии состоятельные жители этой части Флориды: музею Нортона удалось добиться инвестиций в реконструкцию в размере $110 млн, и все они были от частных доноров. В 2018 году Палм-Бич занимал 27-е место в списке 100 богатейших мест США по версии Bloomberg. Среднегодовой доход здесь составляет $267 тыс.
Палм-Бич известен в России, в частности, благодаря репортажам о светской жизни в клубе Мар-а-Лаго президента США Дональда Трампа. Трамп — не единственный президент с «зимним Белым домом» в Палм-Бич: здесь вел президентские дела Джон Ф. Кеннеди, во впечатляющей резиденции, приобретенной его отцом в 1933 году. Уэст-Палм-Бич находится на материке, отделенном от Палм-Бич лагуной. Когда испанцы в XVI веке причалили к берегам Флориды, здесь проживало около 20 000 индейцев. К XVIII веку все они были истреблены. Первые поселенцы прибыли сюда в 1870 году и благодаря усилиям промышленника Генри Флаглера новый городок Палм-Бич быстро превратился в туристический центр. С начала 1880 года Флаглер инвестировал около $50 млн в развитие местной инфраструктуры, включая строительство железной дороги на восточном побережье Флориды, которую впоследствии продлили до побережья Атлантики. Город Уэст-Палм-Бич, где находится музей, вошел в состав муниципалитета в 1894 году и по первоначальному плану Флаглера предназначался для обслуживающего персонала отелей в Палм-Бич.
Благодаря щедрости и дальновидности четы Нортон, Уэст-Палм-Бич теперь обладает впечатляющим музеем. В его основе — свыше 8000 произведений, поделенных на пять секций: искусство Америки, искусство Китая, современное искусство, искусство Европы и фотография. Последние три секции появились уже после смерти Нортона. Его интерес к американскому искусству не ограничивался лишь историческими работами. Он поддерживал своих современников, приобретая важные работы Эдварда Хоппера, Роберта Мазервелла, Джорджии О’Киф. Его собрание китайского искусства включало 125 произведений (сегодня их более 700) из нефрита и бронзы, а также изделия времен династии Цинь из различных минералов.
Архитектором оригинального здания в стиле ар-деко был Марион Симс Уайет (он же отвечал за Мар-а-Ларго). Музей на протяжении многих лет реконструировали частями, чтобы обеспечить пространства под расширяющуюся коллекцию и просветительские проекты. В 2013 году Foster + Partners разработали проект реконструкции с увеличением площадей до 12 300 кв. м. Здание впечатляющего дизайна стало новой достопримечательностью города, вход теперь открыт прямо на городскую магистраль. Норман Фостер сохранил детище Уайета в самой сердцевине нового здания — внутри старый музей легко отличить по паркетному покрытию (в новых галереях покрытие бетонное).
Во Флориде пространства под открытым небом можно использовать круглый год, что является неоспоримым достоинством для музеев. Лорд Фостер уделил особое внимание взаимодействию здания и его окружения, превратив асфальтированную парковку в сад. В новом дизайне ключевую роль сыграл 80-летний баньян — культовое дерево, под которое в навесной крыше сделали специальный вырез.
Фостер лично попросил члена совета попечителей музея Ронни Хеймана подарить музею скульптуру Класа Ольденбурга и Косье ван Брюгген Typewriter Eraser, Scale X («Ластик для пишущей машинки, масштаб X») (1999), ныне установленную на входе. Кроме того, музей заказал к открытию несколько site-specific инсталляций: Eikón Пэй Уайт — гобелен 12 × 4,5 м, отсылающий к баньяновому дереву, настенный рисунок Пола Моррисона в его фирменном стиле — листья из сусального золота и акрила и расширенную версию созданной ранее инсталляции Роба Уинна — 6000 кусочков стекла ручной работы, образующих ползучий узор на стенах вокруг лестницы.
Музей открывали восемь выставок, основанных главным образом на его собственной коллекции. Кроме того, Флорида богата частными собраниями искусства, и коллекционеры с радостью делятся своими богатствами. Выставка «Публичное достояние. Коллекционеры из Флориды поздравляют Нортон» добавило в коллекцию музея 50 редких произведений. Отдельную галерею отвели под значимые работы Деймиана Херста, Зигмара Польке и Кары Уокер из вновь полученных музеем 100 произведений современного искусства, пожертвованных жителями Палм-Бич Говардом и Джулией Ганек. Работы собирались на протяжении 40 лет, и некоторые из них Нортон не смог бы себе позволить, окажись они на рынке искусства в его время. Это новое поступление прибавляет музею очков и позволяет соперничать с растущими в последние годы музеями современного искусства на юге, ближе к Майами.
Музей искусств Нортона нацелен на то, чтобы стать общественной институцией. Благодаря щедрости доноров, вход в музей по пятницам и субботам свободный. Перестроенный образовательный центр теперь в полтора раза больше, его площадь составляет 370 кв. м. Местным жителям предлагается использовать музей и прилегающие территории, как место встреч и досуга. Проходящие выставки будут интересны как постоянным посетителям, так и новичкам. Планируя свой подарок городу 80 лет назад, Ральф и Элизабет Нортон сделали все для того, чтобы музей продолжал развиваться. Но они и представить себе не могли масштабов этого развития. Благодаря участию местных филантропов, Нортон превратился в институцию мирового уровня.