Осел в роли художника
В марте 1912 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества открылась знаменитая выставка авангардистов «Ослиный хвост». Название сразу же было прочитано публикой как эпатирующее и вот почему...
Иоахим-Рафаэль Боронали. Заход солнца над Адриатикой. 1910. Холст, масло. Частная коллекция
Приблизительно месяца полтора-два тому назад в некоторых газетах появился пламенный манифест «школы эксцессивистов». Манифест был подписан звучным, доныне никому не известным именем Иоахима-Рафаэля Боронали и гласил следующее: «...Истребим бессмысленные музеи! Долой постыдную рутину ремесленников, изготовляющих конфетные коробки вместо картин! Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствуют ослепительная фантазия и воображение!».
Вскоре после того в «Салоне независимых» появилась картина, подписанная тем же Боронали. «Независимые» пришли от нее в восторг: в ней действительно не было ни линии, ни рисунка, а какой-то хаос кричащих, вопиющих красок. Красная, голубая, зеленая краски танцевали в ней какую-то дикую тарантеллу. Содержание картины было абсолютно непонятное и невозможное. Однако она носила весьма поэтическую надпись: «Et le soleil s'endotmit sur l'Adriatique». Картина Боронали сделалась «гвоздем» выставки. «Независимые» взирали на нее с умилением. <...> И вдруг произошло нечто в высшей степени неожиданное: в «Салон» явились некие господа и предъявили нотариальное удостоверение о том, что картину писал осел своим хвостом <...> Скандал вышел потрясающий <...> И только теперь «независимые» догадались, что звучная «итальянская» фамилия Боронали есть просто анаграмма французского слова «aliborn», то есть «осел», «невежда». Этот чисто французский фарс <...> оказался прекрасным способом борьбы с невежеством и наглостью моляров-модернистов. «Смешное убивает» — говорят французы, и можно с уверенностью сказать, что «эксцессивисты» вроде «независимых» и наших «треугольников» могут быть совершенно развенчаны подобным путем в глазах публики, которую они морочат своим художеством.