Новое здание государственной картинной галереи
В 1979 году на Крымской набережной Москвы открылось новое место художественной силы — белоснежный архитектурный объем, который поровну поделили Центральный дом художника (главная официальная площадка Союза художников СССР) и Третьяковская галерея. Этот проект можно назвать долгостроем. Сама идея большой музейно-выставочной площадки появилась в конце 1950-х, а проект (тогда еще Государственной картинной галереи СССР) был выполнен архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым в начале 1960-х. Сегодня мы предлагаем нашим читателям познакомиться с одной из первых публикаций (автор В. Петров. Журнал «Декоративное искусство СССР». 1961, № 1), посвященной будущей «стройке века».
Николай Сукоян. Государственная картинная галерея СССР. Вид с Крымской набережной. Эскиз. 1964. Источник: cha.moscow
В Москве, у Крымского моста, против главного входа в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького будет построено новое здание Государственной картинной галереи. По своей экспозиционной площади оно более чем в четыре раза превзойдет старое здание Третьяковской галереи. В этом строительстве воплотятся в жизнь прогрессивные достижения современной музеографии, позволяющие с наибольшей полнотой раскрыть величайшие художественные ценности произведений русского искусства.
По замыслу авторов проекта[1], архитекторов мастерской-школы имени И.В. Жолтовского, новое здание Картинной галереи будет построено в современных архитектурных формах. Главный фасад простого геометрического объема здания, покоящегося на высоких колоннах первого этажа, обращен к набережной. В центре его тройной ряд колонн образует обширный перистиль, ведущий в парадный двор с размещенными в нем монументальными скульптурами. В глубине двора, через портал главного входа, посетители войдут в вестибюль с гардеробом на 7,5 тысяч мест. В первом этаже разместятся служебные помещения: дирекция галереи, научные кабинеты, лаборатории, библиотека с хранилищем книжной графики и просмотровым залом, помещения для занятий школьных кружков, лекционный зал на 500 человек и т. п.
Из вестибюля эскалаторы или широкие лестницы поднимут посетителей на второй этаж в вводный зал, предназначенный для сбора экскурсий. В нем можно будет также получить справки, каталоги и путеводители. Там же будет находиться отдел эпизодических выставок.
Экспозиция богатейших коллекций галереи начнется с произведений древнерусского искусства, размещенных на втором этаже. Живописи выдающихся мастеров Древней Руси посвящаются отдельные залы. Произведения искусства XVIII–XIX и XX веков займут весь третий этаж. Для экспозиции произведений советских художников отводится крыло по набережной с рядом высоких залов, освещенных верхним светом и удобных для экспонирования крупных монументальных полотен.
Все разделы галереи будут размещены в анфиладах, сообщающихся в продольном и поперечном направлениях. Это даст возможность осуществить в основном монографический принцип развески картин большинства крупных мастеров. В дальнейшем легкие поперечные стены, не несущие перекрытия, могут передвигаться для изменения размеров и пропорций отдельных помещений.
Скульптурные произведения будут размещены вместе с живописными полотнами соответствующего периода развития русского искусства. Для показа произведений выдающихся русских скульпторов, а также крупных советских мастеров выделяются отдельные помещения. Монументальные скульптуры прошлых эпох, а также новейшие произведения могут быть выставлены и во внутреннем парадном дворе галереи.
Особое внимание при строительстве нового здания будет обращено на организацию освещения как дневного, так и вечернего. Основная задача освещения картинной галереи — не допускать бликов па картинах. Необходимое для этого перераспределение светового потока будет достигнуто применением особых регулирующих жалюзи на окнах, веляриумов и других устройств.
Наиболее сложную задачу представляет создание вечернего освещения, разработка системы которого поручена Всесоюзному научно-исследовательскому светотехническому институту. Последний подбирает для галерея светильники, по своей световой температуре наиболее приближающиеся к дневному свету и представляющие сложное сочетание ламп накаливания с газосветными. Большое внимание уделяется организации освещения в сумерки. Для освещения произведений скульптуры будет применен сосредоточенный свет, направленный под необходимым углом сверху.
С окончанием строительства нового здания, в котором найдут применение новейшие достижения архитектуры, науки и техники, богатейшие коллекции Государственной Третьяковской галереи еще ярче засверкают веред будущими зрителями.
Примечания
- ^ Последний вариант проекта выполнен под руководством Ю. Шевердяева архитекторами А. Кругловым, Б. Лазаревым, Т. Михайловской, В. Васильевой и инженером В. Щегловым.