Хито Штейерль: «Вокруг полно людей, которые не пройдут тест Тьюринга»

Живущая в Берлине художница, писательница, педагог и кинорежиссер Хито Штейерль (р. 1966, Мюнхен) в своей творческой практике затрагивает широкий круг современных тем, включая вопросы, связанные с распространением информации, медиа-технологиями и низким качеством изображений в интернете. Ее новаторское эссе «Слишком много мира: интернет умер?» (Too Much World: Is the Internet Dead?), опубликованное в электронном журнале e-flux в 2013 году, — один из самых ярких текстов о ситуации возникновения постинтернета. С художницей побеседовала Лорен Корнелл — куратор, исследователь взаимосвязи искусства и современных технологий, с 2005-го по 2012 год занимавшая должность исполнительного директора нью-йоркской некоммерческой платформы в области цифрового искусства и новых медиа «Ризома».

Хито Штейерль. Liquidity Inc. 2014. Кадр из одноканального HD-видео, 30 мин. © Hito Steyerl. Courtesy Wilfried Lentz, Роттердам

Лорен Корнелл: У вас есть концепция циркуляционизма, связанная с существованием и мобильностью визуальных образов в современном мире. Как она соотносится с вашей новой серий работ, показанных в музее Ван Аббе (выставка Хито Штейерль в музее Ван Аббе состоялась в 2014 году. — Артгид)? Видео Liquidity Inc. начинается со знаменитой фразы Брюса Ли о том, что надо быть водой — то есть менять обличье, чтобы сражаться с врагами в неожиданных ситуациях.

Хито Штейерль: Да, это видео рассказывает о существовании гибридного существа, которое может трансформироваться или перетекать туда и обратно в картинки, данные, аппаратное и программное обеспечение, материю и энергию, в общем, принимать любую форму. Что, собственно, и случилось с главным героем — Джейкобом Вудом. Он может задействовать эти свои сверхъестественные способности. Но оказываться в невозможных положениях — это состояние чаще всего вынужденное, верно? Людей ликвидируют. Их превращают в текущие жидкости и меняют их плоть, даже если они этого не хотят. Эти способности — палка о двух концах.

Л.К.: Вы так убедительно писали о нашей «пострепрезентативной» культуре и необходимости управлять степенью нашей видимости в мире, где постоянно множатся, распространяются и воссоздаются идентичности. В ваших работах преобразование форм выглядит чрезвычайно живо — люди становятся пикселями, картинки — океанами, ваше лицо — зеленым экраном, а пустыня — сценой. Со всех созданных вами сред как будто сняли кожу — они неузнаваемы. Как вы конструируете эту переустановку форм и свойств в новых работах?

Х.Ш.: Если начать с азов, то любой тип материи одновременно является и электромагнитной волной. Так что с появлением цифровых технологий мы просто лучше видим, как одно состояние материи переводится в другое: тела становятся светом, водой, камнем, многоугольниками, электромагнитными частотами. В контексте моего видео Liquidity Inc. это означает, что надо еще и уметь остаться на плаву. Чтобы не утонуть, может понадобиться какой-нибудь фильтр фотошопа… Меня в последнее время интересует феномен ботов — я поняла, что вокруг очень много «ботолюдей» и я тоже принадлежу к ним. Думаю, что «ботификация» и стандартизированный отклик на любые вопрошания — уход от ответа, скрытность — сейчас процветают. Я недавно читала новость о боте, имитирующем поведение 13-летнего мальчика в чате. Бот прошел тест Тьюринга: необходимое количество судей приняли его за живое существо. И я подумала: а признает ли меня человеком такое жюри? Наверное, нет. Так что в этом смысле мне кажется, что вокруг полно людей, которые не пройдут тест Тьюринга, — они уже стали «искусственным интеллектом». В Твиттере есть боты, имитирующие «голос народа», — они популярны, как я понимаю, в русской политике и занимаются поддержкой правительства по готовому алгоритму.

Хито Штейерль. Как быть невидимым. Е..ный поучительный образовательный фильм. 2013. Кадр из одноканального видео с разрешением 1080p, записанного в .MOV-файл, 14 мин. © Hito Steyerl. Courtesy Andrew Kreps Gallery

Л.К.: В музее Ван Аббе вместе с архитектором вы смоделировали ситуацию, когда человека окружают роботы, сделав 3D-игру и снабдив зрителей подобающим оружием. Расскажите об этом проекте.

Х.Ш.: Вообще-то это побочный продукт выставки, и он не готов. Да, один из архитекторов выставки в Ван Аббе воссоздал всю экспозицию в 3D так, что можно ходить по выставке и виртуально стрелять по всем работам из автомата Калашникова или гранатомета. Если попадешь, тебя в ответ обстреливают назидательным спамом. Причем чем больше ты стреляешь, тем сильнее тебя этим спамом заваливают, но при этом вы в виде этого спама получаете какую-то информацию, какие-то знания. А ведь «знание — сила». Гуляешь по выставке, смотришь на красиво выставленные работы со всех возможных точек, а если стреляешь в них, то открываешь разные неожиданные образовательные бонусы.

Л.К.: В проекте Liquidity Inc. использованы ваши съемки или вы где-то их брали?

Х.Ш.: Там есть и мои, и заимствованные элементы, чаще всего они одновременно присутствуют в кадре. Если изображения принадлежат другим авторам и взяты из некоммерческих источников, я прошу разрешения их использовать.

Хито Штейерль. Как быть невидимым. Е..ный поучительный образовательный фильм. 2013. Кадр из одноканального видео с разрешением 1080p, записанного в .MOV-файл, 14 мин. © Hito Steyerl. Courtesy Wilfried Lentz, Роттердам

Л.К.: А ваши видео или их фрагменты когда-нибудь оказывались в чужих работах?

Х.Ш.: Да, я видела кусочек своего видео «Ноябрь» в одном из роликов Рабочей партии Курдистана и подумала: вот там-то ему самое место. Вообще мне приятно встречаться с любым видом апроприации. Если ее мало, значит, мои работы недостаточно хороши. Надо стараться.

Впервые интервью было опубликовано в журнале GARAGE, № 4 (2014).

 

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100