Размышление, рождающее переживание

Вопреки распространенному мнению, вовсе не все одаренные и амбициозные художники в советское время стремились попасть с периферии в Москву. Крупные советские города, университетские, научные и производственные центры вполне могли похвастаться динамичной творческой жизнью, живой культурной средой, собственной художественной элитой и собственным нонконформистским кругом. Какой была эта художественная среда в Новосибирске, Екатеринбурге и Перми? Понять это помогут архивные материалы и критические публикации времен брежневского застоя и перестройки. Искусствовед (сегодня доктор искусствоведения) Ольга Власова на страницах газеты «Вечерняя Пермь» (номер от 4 мая 1988) размышляет о творчестве известного пермского художника Анатолия Филимонова. Мы благодарим кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории философии Пермского государственного университета Анну Суворову за помощь в подготовке этого материала.

Анатолий Филимонов. Баба Груня. 1970-е. Холст, масло. Источник: marisart.ru

Живопись А. Филимонова привлекает не сразу. Кто-то из зрителей может и пройти мимо этих сумрачных, удивительно «тихих» и, как правило, темных работ. Но тот, кто остановился, уже не уйдет — его заворожит мир этих картин, столь непохожих на любые другие...

На «выставке четырнадцати» художник показал произведения 1986—1987 годов. Они смотрятся целостно и едино. Но к ним пролегает пятнадцатилетний творческий путь, и на этом пути художник был очень разным. В 1973 году, после окончания Московского технологического института (факультет декоративно-прикладного искусства), художник появился в Перми и сразу заявил о себе как о недюжинном живописце. Помню, как зрители с удивлением и увлечением, рассматривали небольшие изображения, напоминающие лаковые миниатюры. Одна из картин посвящалась истории музыки и представляла собой многочастное композиционное построение. Другая изображала Чапаева, мчащегося мимо зрителя на красном коне. А вокруг, в маленьких «клеймах», — эпизоды чапаевских битв... Картины были сделаны в стиле примитивизма и несли в себе большой заряд эмоциональной энергии...

Лет через пять в залах галереи была показана «выставка четверых»: живописца Филимонова, графиков Лемехова, Лавровой и прикладника Виктора Хана. Живопись Филимонова, развиваясь в том же примитивистском ключе, поражала остротой социальной тематики. Серия «Современные мещане» обнажала уродство и убогость многих обнищавших духом людей. Небольшой формат позволял активные композиционные поиски, акцентировал внимание на лицах, фигурах, «говорящих» деталях. На этой же выставке обозначился интерес Филимонова к искусству пейзажа, который даже в обличительных жанровых сценах создавал высокий духовный противовес суетному миру людей. «Чистый» пейзаж воплощал миропредставление художника наиболее полно.

Анатолий Филимонов. Перед зеркалом. Фрагмент. Серия «Мещанство». 1979. Холст, масло. Источник: nc.permculture.ru

Уход в пейзаж от социально заостренного жанра определялся не только логикой внутреннего развития. Потребность в бытовых жанрах, решенных с критических позиций, во второй половине 70-х годов практически сводилась на нет. Поэтому преобладание пейзажа в творчестве Филимонова рубежа 70—80 х годов было, так сказать, неизбежным.

В пейзажной серии «Волго-Балт» природа соединена с архитектурой и человеческими фигурами. Настроение грусти, покоя, вечернего «утомления» природы выражено через плотный, темный, удивительно красивый по своим синевато-серым оттенкам колорит. Именно цвет оказывается главным выразительным средством и этих, и всех других пейзажей А. Филимонова. По композиции его работы просты и как бы намеренно успокоены «сеткой» горизонталей и вертикалей.

Одним из откровений художника можно назвать пейзаж «Село Карагай». Через темную, словно замершую поверхность реки мы видим далекую панораму села, освещенную косыми лучами закатного солнца. Узкими параллельными рядами уходят вверх розоватые облачка, перекликающиеся с розовато-белым зданием церкви. Небо еще светлое, а здесь, на земле, все погружается в глухой сумеречный покой. Темный серовато-фиолетовый цвет воды завораживает своими глубинными едва заметными переливами.

Удивительная работа «Молодой конь». Опять закатный пейзаж. Деревенские ворота, поля, огород. Все обычно — и необычно. Темный силуэт ворот и нависших над ними ветвей контрастирует со светлым, уходящим к горизонту пейзажем. Точно так.же неожиданно, где-то сбоку и далеко, вспыхивает для глаза огненная фигурка молодого коня, вольно пасущегося в траве. И спокойные серовато-и желтовато-коричневые оттенки пейзажа вдруг «взрываются».загораются от этого маленького оранжевого пятна — происходит какое-то чудо: воспоминания, представления волшебной детской мечты...

На выставке представлены три портрета А. Филимонова. «Портрет капитана Кобелева» и «Портрет пожилого человека» выполнены очень просто, без всяких нарочитых приемов. Люди показаны как бы наедине с собой, со своими мыслями и заботами. Тщательно разработанная, детальная манера письма довершает впечатление жизненной убедительности портретов.

Анатолий Филимонов. Автопортрет. 1970-е. Холст, масло. Источник: proverenovremenem.com

В той же спокойной сосредоточенной интонации написан «Автопортрет» (1987). Плотный «литой» объем фигуры как бы вытесняет предметы к краям — художник кажется сильным и мощным. Лицо его сосредоточенно и сурово, он смотрит вперед, прямо на зрителя, не скрывая от него ни тяжести своих дум, ни тревожного смятения чувств. При всей своей внешней статичности портрет будит активные отклики, заставляет сопереживать, размышлять вместе с художником. Спокойна, но выразительна желтовато-серая гамма с розовыми я сиреневыми «приплесками». Основной серый цвет сгущается местами до синего, фиолетового, разбивается яркими лимонными вспышками свето-цвета. Без всякой идеализации я позерства художник возвышает интеллектуальные свойства человека-творца.

Размышление о времени, о себе, размышление, рождающее переживание, — тот стержень, на котором держится и развивается творчество Анатолия Филимонова.

Читайте также


Rambler's Top100