Новости

Немецкие и нидерландские музеи собираются возвращать колониальное наследие

В Германии изучают провенанс, в Нидерландах ведут переговоры.

Алмаз Банджанмасин из собрания Рейксмузеума. Источник: www.europeana.eu

Германия согласилась ускорить возвращение артефактов и произведений искусства, незаконно вывезенных из бывших африканских колоний. Министры культуры и иностранных дел Германии, а также региональные и местные власти подписали совместное поручительство обязать музеи и научные учреждения завершить инвентаризацию своих «этнологических, естественнонаучных, художественных и культурно-исторических фондов» колониальной эпохи, чтобы выявить объекты, которые были «приобретены юридически или этически неприемлемым в настоящее время образом». В феврале текущего года немецкое правительство выделило €1,9 млн на исследование провенанса колониальных артефактов. Проект возглавит Немецкий фонд утраченного искусства, занимающийся исследованием провенанса предметов искусства, предположительно подлежащих реституции.
 
Переговоры о судьбе своего «колониального наследства» начинает и амстердамский Рейксмузеум. В Шри-Ланке стартуют переговоры с представителями Шри-Ланки и Индонезии о судьбе более 1000 предметов из коллекции Рейксмузеума. Этот шаг последовал за решением Национального музея мировых культур (NMWC) опубликовать руководящие принципы, позволяющие странам востребовать незаконно вывезенные предметы искусства либо предметы искусства, имеющие культурное значение для стран. Директор Рейксмузеума Тако Диббетс назвал «безобразием» то, что Нидерланды только сейчас обратили внимание на возвращение колониального наследия: «Мы должны были сделать это раньше, и нам нет оправданий». На переговорах в Шри-Ланке пойдет речь о первых десяти объектах, среди которых инкрустированное рубинами орудие, взятое в качестве военной добычи во время военной кампании 1765 года, и алмаз Банджармасин, бывший собственностью султана Южного Борнео, колонизированного голландцами в 1856 году. Всего в Рейксмузеуме хранится 4000 колониальных объектов, однако не все из них были вывезены незаконно. Все объекты находятся в государственной собственности, поэтому музей не сможет принять решение об их возврате самостоятельно.
 

Источники: artdaily, dutchnews.nl


 

Rambler's Top100