Всеволод Мейерхольд, задумывая амбициозную программу по переустройству театра, нуждался в новых актерах. Его понимание сущности исполнительского искусства было связано с концепциями «потока сознания» и физиологической природы эмоций, а также предполагало координацию уровней творческого процесса: мысль — движение — эмоция — слово. В качестве примера максимальной выразительности он приводил состоящую из головы и платья в виде перчатки куклу би-ба-бо: при одной и той же застывшей маске кукла может передать любую эмоцию через пластику тряпичного тела. Однако Мейерхольд не стремился сделать из актеров марионеток, а желал добиться от них математической точности и выверенности движений.
Выставка представляет собой художественно-исследовательскую «лабораторию кукольного жанра», рассматриваемого в контексте концепции «биомеханики» Мейерхольда на материалах Музея Театра кукол им. С.В. Образцова. Среди экспонатов — деревянный Буратино из фильма «Золотой ключик» (1939), портрет Мейерхольда с дарственной надписью Сергею Образцову, перчаточные, тростевые и биомеханические куклы 1930–40-х годов. Театральный музей Бахрушина предоставил уникальные кадры кинохроники и фотографии конца 1920-х годов, на которых ученики Мейерхольда демонстрируют биомеханические этюды, а Центральная научная библиотека СТД — книгу о кукольниках, привезенную режиссером из Праги в подарок Сергею Образцову.
[6+]