Смотреть фотографии

Консерваторы и бунтари

Французская живопись и скульптура XIX века.

ImageImageImageImageImage

Для ориентации в длинной и многообразной истории искусства часто хочется расставить реперные точки — определить имена, произведения или открытия, которые повернули ее ход и изменили художественную практику. В реальности трансформации не происходят одномоментно, течения не сменяют друг друга, а существуют параллельно, пока (и если) «новая школа» не вытеснит «старую». Выставка «Консерваторы и бунтари» в омском Центре «Эрмитаж-Сибирь» показывает, что во французском искусстве XIX века неоклассицизм наполеоновской империи отнюдь не уступил место романтизму, а затем реализму, импрессионизму, постимпрессионизму, и отмечает взаимовлияния академистов и новаторов.

При описании экспозиции сложно избежать некоторых клише. В просторном зале, разграниченном редкими временными стенками в центре, консерваторы и бунтари действительно «встречаются лицом к лицу», одновременно «вступают в диалог» и «контрастируют»: пейзажи барбизонцев Жюля Дюпре и Констана Тройона — с картинами постимпрессионистов Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, «Купающиеся придворные дамы» (1888) Франсуа Фламенга — с живописью импрессионистов Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега. Произведения других «академистов» — например, анималистическая скульптура «Фигура льва, давящего змею» Антуана-Луи Бари — академична лишь по форме, а скрытым в ней подтекстом вполне близка идеям и нраву Гюстава Курбе, также представленного на выставке в числе «новаторов».

Читайте также


Rambler's Top100