«Школа», «круг», «мастерская» — как ее ни назови, образовательная среда не только дает мануальные навыки, но и, что важнее, прививает ценности. В случае педагогической практики Павла Филонова ценности составляли саму суть и основу художественного метода, который он стремился передать своим ученикам — «Коллективу мастеров аналитического искусства». Его идея сводилась к следующему: не механически заучивать правила и отрабатывать технику, а «исследовательским путем, через наивысшее аналитическое напряжение разобраться в любом и каждом явлении в искусстве и во всех его взаимоотношениях <…> Ставка не на мастерство, а на упорную волю сделать картину… Дело не в величине суммы знаний, а в умении действовать любой суммой знаний и опыта, набираясь одновременно новых».
И хотя часть учеников Филонова делала ровно то, против чего восставал мастер, бессознательно и неумело «копировала» учителя, другой части все же удалось последовать его заветам и сказать свое слово в истории искусства. Так, в экспозиции представлены четыре больших панно с выставки в Доме Печати 1927 года — первого крупного выступления филоновцев, после которого объединение получило статус официально зарегистрированного общества: это «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской. Рядом — первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, иллюстрации Алисы Порет и автопортрет Татьяны Глебовой. Из 120 произведений выставки только одно принадлежит руке самого учителя — это «Ударники», героям которой и посвящен проект в Русском музее.
[18+]