Накликанное искусство

Картина, корзина, картонка, или Где купить искусство в интернете.

Квентин Массейс. Сборщики податей. После 1501. Дерево, масло. Лихтенштейн. Княжеские собрания, Вадуц — Вена

Разговоры и споры о том, можно ли покупать искусство в интернете, ведутся, кажется, с тех самых пор, как интернет стал частью нашей повседневности. Кого-то привлекают возможности «магазина на диване», не требующие личного общения с представителями продавца; другие же с пеной у рта готовы доказывать, что произведение искусства — если оно не является инвестиционным вложением — перед покупкой необходимо увидеть собственными глазами, и лишь проведя какое-то время с ним наедине, можно принять окончательное решение о его приобретении. Пока спорящие не пришли к единому мнению, художественный критик Елена Федотова составила обзор ведущих отечественных и зарубежных онлайн-площадок, где можно купить искусство.

Страница интернет-аукциона Paddle8 c работой Уильяма Кентриджа
 
Еще недавно единственный легальный путь к желанному объекту искусства лежал через галерею. А покупка этого объекта желания представляла собой настоящий ритуал не хуже чайной церемонии. Светская жизнь, вернисажи, вальсирование с галеристом, премудрости торга — все эти реверансы теперь можно заменить простым кликом. И тут самое время взгрустнуть, ибо покупать искусство, нет, Искусство (!) в интернете (!) — это просто кощунство какое-то и даже разрушение скреп. Духовных, конечно.

С другой стороны, невозможно сопротивляться духу времени, да и прикупить понравившийся арт-объект, просто покопавшись в айфоне, наверное, очень удобно тому, у кого есть на это деньги и айфон. Нельзя отрицать, что электронный арт-рынок в последнее время шагает вперед семимильными шагами, а отчеты о его достижениях напоминают советские новости про повышение удоев. Но это, конечно, у них там, на диком Западе. Онлайновыми проектами заинтересовались очень серьезные люди, но пока что наиболее впечатляют суммы инвестиций. И кстати, с очевидным русским следом. Среди инвесторов онлайн-аукциона PADDLE8 — русский миллиардер Владимир Евтушенков, также в него вложились Деймиан Херст, владельцы модного бренда Chanel, арт-дилер Джей Джоплин: со времени основания компания получила инвестиций на $10 млн. Дарья Жукова инвестировала в портал Artsy, наряду с владельцем Google Эриком Шмидтом, директором Boingo Wireless, Inc. Скаем Дейтоном и сооснователем Twitter Джеком Дорси, — на 2013 год инвестиции достигли $12 млн. $13 млн привлек сайт Artspace, одним из инвесторов которого является галерист и куратор Мария Байбакова. Суммы прибыли пока что не столь охотно раскрываются прессе.

Главная страница сайта Artsy по состоянию на 26 мая 2014
 
Понятно, чтобы просто вернуть инвестиции, понадобятся годы. А пока в онлайн-проектах закладываются будущие факторы успеха. И первый — это расширение базы коллекционеров. В 2012 году представители онлайн-ярмарки современного искусства VIP Art (ныне поглощенной Artspace) хвалились небывалым наплывом коллекционеров из Турции и Индии — их численность увеличилась на 409% и 287% соответственно. Действительно, часто онлайн-коллекционерами становятся люди, которые в офлайне совсем далеки от искусства, или, лучше сказать, от мира искусства. Другой вопрос, можно ли людей, покупающих в интернете принты по $25, назвать коллекционерами. Тем не менее для всех желающих создаются наиболее благоприятные условия. Так, Artsy при участии Google и Twitter разработал для удобства коллекционеров приложение для смартфонов. Впрочем, у сайта нет услуги отправки работ в Россию, поэтому нашим коллекционерам не стоит рассчитывать на искусство с доставкой на дом. Но учитывая существующие таможенные правила — как в интернет-торговле, так и просто налоги на ввоз произведений искусства из-за границы, — возможно, это и к лучшему.

Главная страница сайта Artspace по состоянию на 26 мая 2014
 
Не секрет, что пока в интернете продаются в основном недорогие вещицы. Хотя кому-то недорогим покажется искусство порядка 30 тысяч у. е. Не сильно поиздержавшись, можно купить какую-нибудь сувенирку до $100, вроде чашек с принтами фотографий цветов Роберта Мэпплторпа, и распивать чаи, медитируя на сексуальные пестики и тычинки. А можно накликать и симпатичную абстрактную картину для гостиной тысяч за пять. Кто-то делает ставку на недорогих молодых художников, впрочем, их количество настолько увеличилось за последние годы, что тут немудрено сильно прогореть. И Джеффа Кунса тоже можно купить онлайн, причем недорого, но больше в виде принтов и небольших скульптур.

Сооснователь Artspace Кристофер Врум считает, что должно пройти еще 10–15 лет, чтобы значительная часть рынка перешла в Сеть. Но он абсолютно уверен, что это случится. Онлайн-продажи искусства в настоящее время занимают лишь 5 % рынка и, по прогнозам специалистов, могут достичь 25 % к 2020 году. В цифрах все выглядит намного внушительнее: страховая компания Hiscox посчитала, что из 56-миллиардного арт-рынка онлайн-продажи сегодня составляют $870 млн и должны составить $2,1 млрд в 2017 году.

В то время как журналисты пишут о первых успехах электронного арт-рынка, эксперты исходят желчью по поводу содержания этих сайтов. Так, всемирно известный куратор и профессор Йельского университета Роберт Сторр сказал в интервью New York Times, что сайт Artsy «изобилует ужасным искусством, которое никому не посоветуешь приобретать».

Главная страница архивного сайта электронного филиала галереи Марата Гельмана по состоянию на 26 мая 2014
Но все это пока не про нас. Российский арт-рынок и в офлайне переживает трудные времена. Тем не менее и у русского онлайнового рынка уже сложилась своя история. Первопроходцем интернет-торговли стал Марат Гельман (признан иноагентом Министерством юстиции РФ, включен в список террористов и экстремистов): в 1994 году у галереи появился сайт, а уже в 1996-м Марат организовал интернет-версию галереи. Проект прожил недолго, как считает Гельман, из-за несвоевременности. Были сложности с платежными системами, да и в условиях слабого арт-рынка продажи онлайн казались скорее имиджевой историей. «Отдача была, но, скорее, из-за того, что галерея шла впереди планеты всей». Наиболее благодарными покупателями оказались дизайнеры, оформляющие интерьеры. Но покупали и коллекционеры, уже видевшие работы в галерее воочию. Гельман прогнозирует, что в России онлайн-рынок продажи искусства будет развиваться, если заработает вторичный рынок в реале, потому что наиболее заинтересованными ему представляются коллекционеры, которые стремятся продавать работы из собственных коллекций без посредника в лице галереи. Национальная ориентированность — еще одна проблема, мешающая развитию. Гельман считает, что выиграют большие платформы, включающие работы со всего мира — и в первую очередь графику (из-за ее дешевизны) как наиболее адекватный интернет-торговле продукт.

Главная страница сайта Artlet.com по состоянию на 26 мая 2014
Недавно заработали еще два интернет-портала по продаже искусства. Сайт Artlet.com появился осенью прошлого года по инициативе хозяина выставочного зала Гридчинхолл Сергея Гридчина и Ольги Лопаревой. На сегодняшний момент сайт договорился о сотрудничестве с 300 современными художниками и несколькими московскими галереями, среди которых — «Триумф», pop/off/art и Grinberg Gallery. Продано уже около 30 работ. Artlet.com даже успел засветиться на ярмарке современного искусства VIENNAFAIR The New Contemporary. Сейчас сайт взял паузу и находится на доработке, но его деятельность не приостановлена окончательно.

Несмотря на первые успехи, проект недавно покинул Сергей Гридчин. Среди сложностей, с которыми ему пришлось столкнулся, он прежде всего называет отсутствие арт-рынка. «Западные сайты рассчитаны на существующий рынок, нам же нужно его еще сформировать. Так что проект по продаже искусства в интернете должен быть еще и просветительским». Одной из главных проблем Гридчин считает отсутствие у наших современных художников нацеленности на коммерческий успех. Сама же арт-тусовка, по его мнению, замкнута на себе, что мешает появлению новых коллекционеров. Художники, ротируемые на сайте, действительно по большей части прошли ОТК сложившейся арт-системы. Тем не менее идея сетевых продаж по-прежнему кажется Гридчину перспективной, потому что фактически онлайн-рынок продажи искусства в России пустой, а «деньги и стены никуда не делись».

Исполнительный директор Artlet.com Ольга Паутова все же не теряет оптимизма. «Кажется, что сделать такой сайт — быстро и недорого, но это не так. Производство и обслуживание самого сайта, продвижение, реклама — все это не так дешево, как казалось. Онлайновые проекты — это неизведанная территория, и корректировка деятельности происходит по мере развития». Сейчас готовится английская версия сайта, дорабатывается техническая сторона. Руководители Artlet.com рассчитывают продвигать сайт в офлайне, делая выставки художников, представленных на сайте. В отличие от западных сайтов, у Artlet.com есть собственный офис, куда можно приехать и увидеть воочию некоторые работы. Прибыли ожидаются приблизительно через 3 года, пока же стартап проходит стадию становления.

Главная страница сайта OilyOil по состоянию на 26 мая 2014.
 
Его конкурент — сайт OilyOil, был запущен в январе этого года. Основательница сайта Екатерина Положенцева, по образованию журналист, рискнула окунуться в сетевой проект почти в одиночку, но все же при поддержке неназываемого инвестора. В первую очередь Екатерина пригласила к участию молодых живописцев. На OilyOil нет той молодежи, что востребована в галереях современного искусства, — здесь более демократичный контингент, а работы явно ориентированы на коммерческую востребованность. Первоначально на сайте появились картины знакомых галеристки, однако теперь она просто выбирает художников, которые сами присылают ей свои портфолио. Почти за пять месяцев через сайт были проданы 60 работ, и на отсутствие прибыли его хозяйка пока не жалуется. Ценовая категория средняя — до 100 тысяч рублей за произведение. В планах проекта — экспансия в регионы. И судя по всему, ставка на живопись — яркую, современную, доступную для понимания и без претензий на интеллектуальное искусство,— с точки зрения финансовой отдачи, себя оправдывает.

И все же… Безусловно, победа технического прогресса неизбежна, но, скорее всего, произойдет она не в ближайшее время. Да и чтобы большая часть арт-рынка перекочевала в онлайн, должно измениться прежде всего само искусство. А пока коллекционеры по старинке идут в галереи — вернисажи, светские беседы, торги пока еще не стали уходящей натурой.

В оформлении материала использована репродукция картины Ники Черняевой «Манэки-нэко», 2013, продающейся на сайте oilyoil.com.

Читайте также


Rambler's Top100