Уход от правды жизни

24 июля 1959 года в Москве в Сокольниках открылась Американская национальная выставка, на которой впервые в СССР были показаны работы современных американских художников. Среди них были полотна абстрактных экспрессионистов Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Арчила Горки и др. Выставка оставила неизгладимое впечатление в памяти современников. Так, 14-летний Михаил Чернышев под влиянием увиденного стал создавать произведения, в которых первым в отечественном искусстве использовал принцип серийности, во многом предвосхитив находки поп-арта и геометрической абстракции. Официальные лица тоже не остались в стороне: некоторые высокопоставленные художники откликнулись разоблачающими публикациями на страницах советской прессы. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР Павла Соколова-Скаля, написанную им после знакомства с достижениями американских художников и опубликованную в № 8 журнала «Работница» за 1959 год.

Американская Национальная Выставка, Москва, 25 июля 1959

Художественные выставки у нас всегда проходят с большим успехом. Очень интересно наблюдать зрителей на выставке: выражение на лицах людей сложное, меняющееся, разное. Не только в глазах, но и в движениях, в жестах можно прочитать все чувства, возникающие у человека под воздействием увиденного произведения искусства. Обычно это выражение глубокого проникновения в содержание произведения.

Зритель сосредоточен; он поглощен большими чувствами, читая умное и глубокое повествование о жизни. Люди держат себя как-то по-праздничному приподнято и чинно, торжественно. С глубоким удовлетворением отмечает художник это настроение зрителей на больших выставках реалистического искусства. Видно, как под воздействием правдивого искусства зритель становится благороднее, душевнее, красивее.

Чтобы создавать произведения, достойные своего народа, надо, чтобы художник был самом переднем ряду идейного авангарда нации.

Павел Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1947. Государственный исторический музей, Москва

Искусство всегда было зеркалом идейного состояния общества. Во все времена общество хотело видеть свои идеалы отраженными в искусстве. И чем величественней были эти идеалы, тем выше было искусство этого общества.

Сегодня мир поделен на два лагеря. Лагерь социалистических стран находится на высоком подъеме строительства нового общества. Лагерь империализма, наоборот, с каждым часом истории слабеет и движется к своему неминуемому концу. Поэтому с таким ожесточением борется он со всеми прогрессивным, употребляя самые отвратительные и низменные средства для того, чтобы продлить свое существование. Вспомним гитлеровский фашизм, расовую дискриминацию в США, зверства колонизаторов в Южной Африке и в Алжире, подавление демократических свобод в Испании…

Художники стран социалистического лагеря гордятся созидательным трудом и великими успехами своих народов. На своих полотнах они стремятся запечатлеть героические дела и быт окружающих их людей, пишут историю своего времени. Это история радостная и зовущая вперед.

Жак Липшиц. Мать и дитя II. 1941–1945. Бронза. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Источник: moma.org. Подпись к репродукции скульптуры в статье Павла Соколова-Скаля: «Вот как изобразил материнство американский скульптор! (Выставка США в Москве)».

А как бы выглядело общество стран лагеря империализма, будучи правильно, реалистически отраженным в зеркале искусства?

Никак не угодно империализму правдивое изображение его звериной сущности в живописи, литературе, скульптуре, графике, театре, музыке! И вот появляется на сцену абстрактное искусство, которое, ничего не изображая, ничего не выражая, уводит одураченного зрителя в сторону от правды, будто бы ее и нет вовсе. Если ты, зритель, не согласен с окружающим безобразием, — погрузись в абстракцию цветов, форм, звуков и отдохни, то есть, другими словами, не путайся под ногами, пока мы, правящие круги империализма, будем делать свое черное дело.

Надо сказать, что беспредметное искусство, так рекламируемое сейчас на Западе, не какая-нибудь новинка. Мы, советские художники, которым уже за пятьдесят, можем поклясться, что видели все эти новшества в годы, предшествовавшие революции, и у себя на родине, когда часть наших художников сошла с реалистического пути.

Реакционность современного абстрактного искусство особенно ясно раскрывается в его отношении к человеку. Возьмем изображение человеческого тела, этого вечного источника красоты, гармонии. Можно говорить о различных идеалах человеческой красоты разных эпох у разных народов. Но во всем мировом искусстве мы нигде не найдем нарочитого желания обезобразить, осквернить, изуродовать человеческое тело. Даже в средние века, когда церковь проповедовала умерщвление плоти, отрешение от всего земного, искусство при всем его аскетизме отыскивало благородные формы для изображения человека.

Что же случилось сегодня, когда на выставках появляются уродливые, только отдаленно напоминающие человеческое тело фигуры? Это не плод неумения и не только лихое оригинальничанье шарлатанов. Нет, это идеология!

Если в искусстве стран демократического лагеря образ человека, как правило — это высшая, прекрасная тема художника, воплощению которой он отдает все лучшее, что имеет: силы, талант, мастерство, — то в представлении некоторых художников стран империализма образ человека связывается с теми звериными отношениями, которые господствуют в этом обществе.

Семен Чуйков. Дочь Советской Киргизии. 1948. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Подпись к репродукции картины в статье Павла Соколова-Скаля: «Какой контраст с абстрактными полотнами представляет собой картина советского художника С. Чуйкова “Дочь Киргизии”! Как много может рассказать прекрасный облик этой девочки о жизни народа Советской Киргизии».

Нет сомнения, что наряду со всякими шарлатанами и проходимцами в бесплодном абстракционистском направлении работают и умные, одаренные люди. Почему же они уходят от жизненной правды в искусство абстракции? Потому, вероятно, что им не хватает сил восстать против гнетущей действительности, Память о майданеках, освенцимах, бухенвальдах, о трагедии Хиросимы, о зверствах, чинимых в еще оставшихся колониях, преломляясь в творчестве этих художников, рождает не гнев и протест, а чувство страха, стыда и унижения человеческого достоинства. Отсюда безысходный пессимизм и уход в полную абстракцию, где можно спрятаться от страшных призраков недавнего прошлого и нависшего кошмара атомного уничтожения, проповедуемого армией идеологов империализма.

Корни, питающие абстрактное искусство, таким образом, нам понятны. Но мы не можем простить безразличия, ухода от ответственности за судьбы мировой культуры талантливых художников Запада. Художник, если он любит человека, обязан в своих произведениях заставить уважать человека, показать его внутреннюю и внешнюю красоту, найти высокие, прекрасные формы для выражения еще небывалой красоты освобожденного человека. Мы не можем простить тех художников, которые калечат представление о человеке, уродуя и оскверняя его кошмарными и жалкими по форме изображениями.

Как бы ни были затуманены мозги этих «новаторов», как бы ни была велика их убежденность в искренности своего «творчества», это не снимает с них ответственности за поругание над человеческим достоинством и проповедь отчаянья и безысходного пессимизма.

Абстрактная живопись и скульптура представлены на американской выставке в Москве. Не случайно салон, где выставлены эти произведения, наши зрители окрестили «комнатой смеха». На полотнах — беспорядочное переплетение изломанных линий, похожие на кляксы бесформенные пятна; уродливые глыбы громоздятся на постаментах. Здравомыслящий человек ничего не может здесь разобрать. А таблички с надписями уверяют, что это пейзажи, скульптурные портреты людей. По фотографиям вы можете составить себе представление об этих «творениях» современных американских художников.

Виллем де Кунинг. Эшвилл. 1948. Картон, масло, эмаль. © The Willem de Kooning Foundation / Artists Rights Society (ARS), New York. Courtesy: The Phillips Collection. Из подписи к репродукции картины в статье Павла Соколова-Скаля: «Эта “картина” американского художника Уильяма Де Кунинга “Эшвилл 2” якобы изображает городской пейзаж…»

Безразличие к явлениям социальной жизни, к человеку, к общественным задачам искусства характеризует и другое течение в западном изобразительном искусстве — импрессионизм.

Уже само название этого течения («импрессионизм» происходит от французского слова «впечатление») достаточно отчетливо вскрывает его сущность. «То, что я пишу, — мгновение», — так формулировал цель своего творчества один из крупнейших представителей импрессионизма, Клод Моне.

Импрессионисты вместо глубокого художественного анализа общественной жизни выдвинули в качестве главной цели живописи зарисовку своих личных мимолетных впечатлений. Они принципиально перестали замечать существенное в жизни. Для импрессиониста безразлична социальная природа изображаемого. У него на первом плане ценности «чистой живописности» — передача цвета, света.

Отвлечь художников от социальных вопросов, от общественных задач искусства, узаконить безыдейность в искусстве — вот цель всех покровителей этого модного в западной живописи течения.

В лучших своих вещах импрессионисты показывают высокую технику живописной передачи света, воздуха, умение декоративно построить композицию. В этом таится опасность для неискушенного зрителя принять импрессионистскую картину за реалистическую и получить искаженное представление о действительности. Поэтому мы, советские люди, должны особенно вдумчиво разбирать и оценивать полотна современных зарубежных художников.

Великий художник-реалист Репин как-то сказал: «…Эстет равнодушен и к России, и к правде мужицкой, и даже к будущему своей родины».

Для нас же Родина и ее прекрасное будущее превыше всего. Никто не собьет нас с реалистического пути искусства — искусства высокоидейного, правдивого, понятного народу.

В оформлении материала использована страница из журнала «Работница», 1959, с фрагментом текста статьи Народного художника РСФСР Павла Соколова-Скаля «Уход от правды жизни».

 

Rambler's Top100