Пять рифм к первому анимационному фильму автора культовых графических романов.
Источник: larryfire.files.wordpress.com
Несколько недель назад в берлинской галерее MADE состоялась премьера анимационного фильма Dark Noir, который был создан бразильским художником-графиком Рафаэлем Грампа в рамках нового проекта водочного бренда Absolut. «Артгид» внимательно (и многократно) посмотрел фильм и обнаружил в нем целый ряд визуальных совпадений, не во всех случаях преднамеренных, — не только с героями и персонажами мультипликационной и киноклассики (от нуара и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта до «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки), но и c образами мирового искусства.
Рафаэль Грампа известен как автор нескольких графических романов, имеющих культовый статус среди ценителей жанра. Absolut предложил художнику пойти дальше и создать анимационный фильм, хотя до этого Грампа никогда не работал с движущимися изображениями. Отправной точкой проекта стал придуманный Рафаэлем персонаж Винсент Блэк, историю жизни которого художник сочинял во время онлайн-конкурса среди подписчиков страницы Absolut в фейсбуке. Интернет-пользователи могли повлиять на биографию Блэка, предлагая после каждого опубликованного поворота сюжета свои вариаты развития событий. Итогом этого интерактива стал трехминутный анимационный фильм, атмосфера которого напоминает легендарный мистический триллер Алана Паркера «Сердце Ангела».
Проект Next Frame является первым эпизодом новой глобальной кампании водки Absolut, проходящей под девизом Transform Today. К участию в ней, помимо Рафаэля Грампа, приглашены молодой французский композитор и режиссер Woodkid, работающий с новыми медиа- и цифровыми технологиями американский художник и режиссер Аарон Коблин и французский модельер китайского происхождения Инь Ицин. Каждому из героев проекта Absolut предоставит возможность сделать нечто выходящее за рамки его творческого опыта.
Ли Хён Гу. Animatus. 2005–2007
Корейский художник Ли Хён Гу — автор серии инсталляций Animatus, в которых лишенные плоти и крови мультипликационные герои представлены в виде анатомически точных скелетов (в прошлом году в МАММ на выставке из коллекции Дэймиана Херста была показана одна из работ этой серии). Каждая инсталляция не только является ироничной интерпретацией классического сюжета европейской живописи Vanitas (от лат. vanitas — «суета», «тщеславие»), но и отсылает к опытам ранних фотографии и кинематографа. Одновременно с этим серию Animatus можно рассматривать как современный комментарий к европейской традиции анатомических кабинетов и кунсткамер и к азиатскому театру теней.
Некоторые из «призраков» Грампа — дальние родственники персонажей диснеевских мультфильмов, они такие же — забавные и жуткие одновременно.
Пьер и Жиль. Черная бабочка. 1995
Главная героиня мультфильма Рафаэля Грампа — Мадалена Прауд — испольнительница экзотических танцев. Она (да и вообще любая танцовщица) — безусловно, существо из потустороннего мира. Чары Мадалены Прауд способны вскружить голову любому, от нищего до принца. Близкая родственница Мадалены — «Черная бабочка» Пьера и Жиля — суккуб-бражник с садомазохистскими наклонностями.
Ваэль Шауки. Cabaret Crusades. 2010 — по настоящее время
Cabaret Crusades — четырехчастный кукольный анимационный фильм, над которым уже несколько лет работает египетский художник Ваэль Шауки (к слову, он принимает участие в предстоящей «Манифесте 10»). Главные герои фильма — созданные 200 лет назад куклы-марионетки — крайне убедительно разыгрывают сцены из книги ливанского писателя Армина Маалуфа «Крестовые походы глазами арабов». И хотя все персонажи Грампа отрисованы в 3D — этим занималась известная среди прочего тем, что снимала мультипликационные клипы музыкальному проекту Gorillaz команда аниматоров Red Knuckles, — с куклами Шауки их сближает удивительная человечность взгляда.
Андреас Гурски. Prada I. 1996
Если отбросить все лишнее, то два ряда бутылок бара из Dark Noir напоминают сделанную в магазине Prada фотографию Андреаса Гурски. Те же ровные линии и аккуратная выкладка: минимализм, практичность и разнообразие.
Кацусика Хокусай. Дом посуды. Из серии «Сто историй». 1830
Влияние японского искусства обнаруживается у Грампа в образах призраков, чья двумерная, «плоская» анимация противопоставляется трехмерному, «реальному» миру Dark Noir. «Сто историй» Кацусики Хокусая — серия из пяти ксилографий, изображающих о-бакэ (призраков из повествующих о столкновениях со сверхъестественным японских рассказов жанра «кайдан»). На одной из литографий серии изображен призрак Окику — служанки, отвергшей любовные притязания своего господина. Похотливый злодей обманывает честную девушку, бросает ее в колодец, где она находит свою смерть. Но зло будет наказано — полный мстительной ярости призрак служанки каждую ночь будет являться своему убийце.