Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть II: Теория. Калининград, БФ ГЦСИ, 2013

В Калининграде вышел из печати второй том антологии «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии». Если вышедший в 2009 году первый том «Эволюции от кутюр» был посвящен практике сайнс-арта, то второй носит подзаголовок «Теория». Двуязычный (на русском и английском) двухтомник — плод многолетней работы Балтийского филиала ГЦСИ и лично составителя книги Дмитрия Булатова — собрал тексты о художественных практиках, возникающих на пересечении искусства и робототехники, IT, биомедицины, нанотехнологий. Более трехсот иллюстраций, тридцать статей ведущих мировых авторов в области современного искусства, философии, социологии и прикладных наук, среди которых Энди Пикеринг, Борис Гройс, Стеларк, Пол Браун и другие. Все статьи были подготовлены авторами специально для этого издания, которое является не только первой серьезной антологией сайнс-арта в России, но и одной из наиболее полных и содержательных книг в этой области в мире на сегодняшний день. С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из статьи Стивена Уилсона «Вопросы интеграции искусства, науки и технологий».

<…> Проблема определения границ — это то, с чем напрямую сталкиваются произведения, реализованные в области гибридного искусства. Иногда проекты выглядят не принадлежащими ни науке, ни искусству (термин «наука» здесь является общим для научных и технологических изысканий). Такая путаница может быть весьма продуктивна для осмысления пограничных территорий. Часть работ прославляет достижения современной науки, часть — критикует ее за амбициозность и самонадеянность. Некоторые художники изобретают совершенно новые технологии, не имеющие никакой утилитарной или рыночной ценности, просто в целях игры, любопытства или провокации. Некоторые работают в собственных лабораториях, в то время как другие сотрудничают с учеными и технологами: в мире науки и технологий вопросы определения профессиональной принадлежности являются весьма существенными.

Обложка антологии «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии»

Художники, вовлеченные в научные и технологические изыскания на разных стадиях их осуществления, ставят перед собой задачи, которые едва ли придут в голову другим экспериментаторам. Например, Джеймс Аугер с коллегами в проекте «Изофон» нетрадиционным образом подошел к исследованиям в области телекоммуникаций, задавшись целью выяснить, насколько сильно изменится процесс общения по телефону, если его участники будут помещены в условия камеры сенсорной депривации. Художники изобретают новые методы исследований научных проблем, делая сами научные процессы, инструменты и концепции предметом инсталляций и перформансов. Рафаэль Лозано-Хеммер в проекте «Векторное возвышение» исследует новейшие интерфейсы веб-контроля физических устройств, организуя зрелищные мероприятия в общественных местах. В одном из его ранних представлений пользователи сети со всего мира участвовали в управлении восемнадцатью роботизированными прожекторами для подсветки неба над Мехико-Сити.

Художники создают также способы визуализации результатов научных изысканий, делая процессы исследования доступными публике, и их приоритеты могут совпадать или отличаться от приоритетов ученых. Художники могут раскрывать новые аспекты в оценке результатов исследований или ставить на повестку дня совершенно новые вопросы. Так, участники группы Stamen Design совместно с расположенным в Сан-Франциско музеем искусства и науки Эксплораториум придумали проект под названием «Расстановка такси», создающий новые возможности использования информации, заключенной в наборе GPS-данных таксомоторных компаний. Эти данные представляют собой основанные на триангуляции наборы географических координат водителей при сравнении разницы во времени между сигналами спутников системы глобального позиционирования. Авторам проекта удалось использовать собранную информацию о перемещениях такси для создания провокативного, богатого оттенками портрета городской жизни, в частности, для определения центров ее активности на протяжении всей ночи.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Художники могут выступать в роли инноваторов в различных исследовательских областях, создавая или усовершенствуя новые технологии и способы реализации новейших научных достижений. Конечно, их отличает одна существенная деталь: все их усилия, как правило, направлены не на извлечение прибыли или сугубо утилитарные цели. Они сосредоточены на развитии инструментов, помогающих в достижении специфических художественных целей или удовлетворении интеллектуального любопытства. Например, в проекте «Афродита» (Норин Ледди и др.) были использованы GPS, мобильные телефоны и беспроводные технологии для разработки устройств, не способных, на первый взгляд, представлять собой какой-нибудь коммерческий интерес. Критикуя установившийся выбор приоритетов в научных исследованиях, авторы проекта создали модель обуви, которая может быть активирована работниками секс-индустрии незаметным перемещением ног для вызова правоохранительных органов в опасной ситуации.

Многие художники полагают, что культурный комментарий, включая деконструкцию скрытых смыслов и нарративов культурных структур, должен играть важную роль в повестке дня, особенно если речь идет о сфере науки и технологий. Исследуя представления о прогрессе, обычно связываемые с научными исследованиями, они опасаются, что растущая зависимость исследований от корпоративной и государственной власти ведет к искажению науки. Они опасаются также, что наука, приобретая власть, может стать чересчур самонадеянной, теряя присущую ей фундаментальную осмотрительность. Исследования могут двинуться по опасным путям, не служащим общим интересам, — например, в направлении наращивания производства генетически модифицированных продуктов питания, без полного понимания всех возможных последствий.

(Art)ScienceBLR. Стихи подросткового гена. 2009. Последовательность ДНК бактерии, воссоздающей аромат земли после муссонного ливня. Фото: (Art)ScienceBLR

Здесь художники солидарны с философами, учеными-теоретиками и социологами в их критике идеализированных представлений о науке. Объективность считается почти невозможной, универсальная «истина» — неуловимой, а преобладающие научные парадигмы (что не так очевидно) — усеченной формой концептуализации и визуализации. Подобные теоретические и практические проблемы позволяют тем художникам, кто достаточно преуспел в изучении соответствующей научной практики, создавать работы, одновременно демистифицирующие науку и позволяющие зрителю участвовать в обсуждении. Этот спор о природе науки и статусе ее достижений является важным элементом в понимании взаимодействия современного искусства с наукой и технологией. <…>

Материал проиллюстрирован проектами из второго тома антологии «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии», любезно предоставленными авторами и Балтийским филиалом ГЦСИ.

 

Читайте также


Rambler's Top100