Трендспоттинг-2013

2012 год был трудным, но наполненным событиями. Мы много говорили о кризисе старых институций и спорили о том, какие нам нужны музеи современного искусства. По известным причинам участники художественного сообщества чаще общались не в традиционных для искусства местах — в галереях, музеях, на вернисажах, — а на улице, во время акций, митингов и «оккупая», и ломали копья в тредах facebook, обсуждая достоинства и недостатки того или иного социального строя.

Мы стали свидетелями художественных жестов, актуализировавших вопрос, что такое искусство и где проходят его границы, и судебных процессов, которые, мы знаем, скажутся не только на будущем нашего искусства, но и на судьбах многих людей. Каким будет 2013 год для русского современного искусства и художественного сообщества? Ждут ли нас в новом году принципиальные изменения и можно ли заранее предсказать некоторые из них и приготовиться к ним?
 
«Артгид» обратился к представителям разных поколений и профессиональных страт нашего художественного сообщества, попросив описать набирающие силу тренды и ответить на вопросы о том, какими будут в 2013-м формат коммуникации между представителями художественного сообщества, формы выставочной деятельности, специфика взаимоотношений искусства и власти, самочувствие арт-рынка, самые популярные у художников вид, материал, техника, цвет, тематика в искусстве и возникнут ли (и если возникнут, то какие) новые формы взаимодействия искусства с обществом. В результате нам удалось сформулировать десять тенденций, которые мы и наши эксперты считаем показательными для искусства ближайшего будущего.
 
В опросе «Артгида» приняли участие куратор Татьяна Волкова, арт-менеджер Юлия Грачикова, историк искусства и куратор Антонио Джеуза, ассистент художественного директора Stella Art Foundation Александр Извеков, художник Егор Кошелев, шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова, арт-директор фонда «Виктория — искусство быть современным» Тереза Мавика, руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж» Александра Обухова, фоторепортер Влад Чиженков.

Йозеф Геббельс и Адольф Гитлер во время экскурсии по выставке «Дегенеративное искусство». 1937, Мюнхен. Источник: br.deНовые предложения со стороны власти
Одной из главных тем 2012 года была тема возможного сотрудничества художественного сообщества с властью или влияния на нее (от возможности отдельных частных институций получить государственные или муниципальные дотации до деятельности Общественного совета при Министерстве культуры, члены которого ощутили себя представителями полноценного совещательного органа). В 2013 году продолжится публичное обсуждение взаимодействия с властью/режимом и дискуссия о возможности/невозможности автономности искусства. Ответы найдены не будут, но частью этого процесса станут медиаскандалы, связанные с отказом кого-либо из художников от участия в инициированных официальными институциями выставках, в 5-й Московской биеннале или премии «Инновация». Высока вероятность того, что в течение года власть сформулирует новые и более конкретные предложения (вспомним хотя бы инициативу Владислава Суркова по созданию в регионах аналогов столичного Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»), а движимая карьерными амбициями или банальной корыстью часть художественного сообщества примет их. В перспективе это может обернуться появлением нового официального искусства «в современной оболочке». Естественно, пошедшая на сближение с властью часть сообщества должна отдавать себе отчет в том, что в сложившейся ситуации от нее потребуется лояльность к наиболее консервативным, но непосредственно связанным с режимом социальным институтам вроде православной церкви. Не рассуждая о том, хорошо это или плохо в долгосрочной исторической перспективе, процитируем лишь одного из наших экспертов, который заметил, что «поскольку данная позиция не разработана в современном искусстве, отдельным художникам она способна дать шанс на развитие». 

Айдан Салахова. Мечты таможенника. 2006. Редимейд. Courtesy XL ГалереяУсиление цензуры
В 2013 году искусство (его деятели и отдельные произведения) не раз окажется в центре общественного обсуждения, а также цензурных скандалов. Как и в предыдущие годы, инициаторами этих процессов станут озабоченные нравственным здоровьем соотечественников «граждане» или «общественные объединения». И хотя государство в лице прокуроров и судей проявит лояльность ко многим (но не ко всем) из этих инициатив, крупные музейные институции (бюджет которых во многом складывается из федеральных и муниципальных денег), и в прежние годы проводящие политику мягкой цензуры, в новом году будут перестраховываться еще больше. Будут введены негласные, но жесткие ограничения на показ обнаженного тела, изображение религиозных и политических символов и так далее. Художникам остается лишь пожелать не оказываться в ситуациях, когда одновременно хочется и «рыбку съесть, и на оленях покататься»: соглашаясь на инициированную той или иной официальной площадкой выставку, надлежит отдавать себе отчет в том, что действовать придется не по своим, а в подавляющем большинстве случаев по навязанным этой институцией правилам.

Не будем забывать, что передовое искусство не всегда зарождается в столицах. В качестве примера приведем авангардное художественное объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), созданное Казимиром Малевичем в Витебске. Слева направо: члены УНОВИСА И. Червинко, К. Малевич, Е. Раяк, X. Каган, Н. Суетин, Л. Юдин, Е. Магарил; сидят М., Векслер, В. Ермолаева, И. Чашник, Л. Хидекель. Июнь 1922, ВитебскДецентрализация и расширение географии влияния современного искусства
Если еще десять лет назад карьера художника по сути начиналась с того, что он перебирался в столицу (исключений было крайне мало), то сегодня можно говорить о децентрализации и расширении географии влияния современного искусства. Группировка ЗИП в Краснодаре, Тимофей Радя в Екатеринбурге, Иван Горшков в Воронеже и многие другие не только предпочитают жить и работать на своей малой родине, но и имеют все шансы со временем стать заметными фигурами на столичной арт-сцене. Возникновением этой тенденции мы обязаны не только усилиям сотрудников региональных филиалов ГЦСИ или пермскому эксперименту имени Марата Гельмана, но и не в меньшей степени интернету и инициативам по самоорганизации никем не ангажированного молодого поколения. Именно инициатива снизу привела к появлению образовательных и выставочных платформ нового типа, таких как Центр современного искусства в Воронеже и КИСИ в Краснодаре. Еще одним важным фактором является и то, что эти во многом самопровозглашенные институции не только являются катализаторами культурных процессов, но и стимулируют новые инициативы.

Художник Рей Джонсон на занятиях в классе Йозефа Альберса, колледж Блэк Маунтин. 1945–1948. Фото: Hazel Larsen Archer. Источник: fluxlist.blogspot.ruСмена поколений
В середине нулевых одним из самых заметных явлений в художественном сообществе стала смена поколений: на художественную сцену вышло несколько десятков новых художников, а в индустрии появилось не меньше людей с амбициями критиков, кураторов и арт-менеджеров (само слово «арт-менеджер» — завоевание этого времени). Но несмотря на то, что еще одной тенденцией второй половины нулевых стало хаотичное институтостроительство, в начале нового десятилетия сообщество столкнулось с натуральным кризисом кадров: людей, желающих влиться в культурное производство, вроде бы хватало, но их профессиональный уровень оставлял желать лучшего. В 2013 году эти процессы продолжатся. Многие опрошенные «Артгидом» эксперты прогнозируют появление не только новых художников, но и критиков (на что, надо сказать, особенно надеется «Артгид»). Новые кадры, как и в предыдущие годы, будут рекрутироваться не столько из рядов молодых людей с дипломами не ориентированных на современные реалии художественных и гуманитарных вузов, сколько из выпускников Института проблем современного искусства и Школы Родченко, к которым в этом году добавятся выпускники института «База». Именно они, по нашему мнению, обладают внутренней интенцией и осмысленным желанием связать свою жизнь с современным искусством. Но не все эти люди, в силу своих личных и профессиональных особенностей, будут востребованы официальными институциями, следствием чего, возможно, станет появление новых выставочных и критических микроплатформ (в формате, например, сайта в интернете). Еще одним возможным следствием этих процессов будет то, что представители нового поколения перестанут ориентироваться исключительно на воспроизводство сообщества с его набором ценностей и иерархиями, а будут стремиться к более широкой аудитории, ориентируясь на зрителя/покупателя.

Бедняк, богач. Фото: William Harris. Источник: deviantart.comРасслоение художественного сообщества
Почти все наши эксперты прогнозируют дальнейшую атомизацию художественного сообщества, которая в 2013 году усилится, хотя в своих публичных выступлениях отдельные его представители (вроде художника Арсения Жиляева) обозначили эту тенденцию как негативную и призвали к объединению. Художественное сообщество продолжит расслаиваться на микрогруппы, тусовки, компании по интересам. Также эксперты прогнозируют нарастание и поляризацию внутренних конфликтов, которые будут подогреваться в том числе и спорами по актуальным общественным вопросам. Один из экспертов предположил, что главным трендом года станет «поиск внутреннего врага», а «подходящим объектом ненависти для части сообщества окажется, например, концептуалистская тусовка, левые художники или какие-то набившие оскомину персонажи, слишком болтливые или слишком талантливые». 

Пабло Пикассо и Брижит Бардо в студии художника. 1956. Фото: Jerome Brierre/Getty ImagesНовые площадки
Усиление цензуры в официальных институциях, а также атомизация сообщества (см. предыдущий пункт) приведет к появлению новых независимых площадок. Естественно, у русского современного искусства уже есть опыт освоения городской и социальной периферии: выставки в заброшенных депо, подземных переходах, акции во время митингов или в активистских лагерях. В 2013 году получат еще большее распространение квартирники, а также начнут играть новую роль мастерские (их художники все чаще начинают снимать сообща), где будут проходить кулуарные показы новых работ, дискуссии в узком кругу, концерты, на которые можно попасть лишь по приглашению хозяев или за компанию с приглашенным.

Елена Суховеева и Виктор Хмель. Назад в будущее. Художники группировки ЗИП во время монтажа выставки. Источник: facebook КИСИКоллективное творчество
В качестве одного из набирающих силу трендов можно выделить коллективное творчество, которые выражается в совместном производстве произведений. Художники все чаще группируются в свободные объединения (есть даже попытки создать нечто напоминающее профсоюз), выступают инициаторами групповых выставок, на которых представляют работы определенного круга авторов, все чаще создают коллективные произведения и проводят совместные акции, в которых трудно установить конкретное авторство. В таком виде коллективной деятельности акцент переносится на процесс, а не на результат.

Редакция газеты News from Doswell, США, штат Вирджиния. 1970-е. Источник: newsfromdoswell.comНовые герои
В 2013 году политизированное искусство не сдаст своих позиций, а художники продолжат исследование социальных феноменов и процессов. В фокусе их внимания будут как старые герои — рабочие и мигранты, так новые, одним из которых может стать представитель среднего или креативного класса, рефлексирующий по поводу происходящего и иронизирующий над собственной беспомощностью.

Вот так с помощью интернета современное искусство становится частью художественной традицииРазмывание границ между жанрами и видами искусства
Многие эксперты высказались за то, что важнейшей тенденцией 2013 года станет медиаактивизм и размывание границ между жанрами и видами искусства, а также ситуационистские формы репрезентации, в рамках которых визуальное искусство будет дополняться перформативными, музыкальными и поэтическими практиками. Художники все чаще будут обращаться к «мобильно реагирующим на события реальности технологиям», предпочитая графику, фотографию или даже текстовое описание более трудоемким техникам. Вместе с этим часть экспертов отметила угрозу того, что разрыв между живыми, «уличными» событиями (лозунги, перформансы, музицирование и т. д.) и их архивацией/демонстрацией в государственных и привилегированных частных институциях (например, в фондах) в ближайшем будущем усугубится. Инициаторам «живых акций» будет все равно, а представители официальных институций будут бояться (см. пункт «Усиление цензуры»). В итоге этот пласт документальных материалов может быть утрачен (вместе с утратой, например, сервера, на котором хранится информация) и не осмыслен будущей историей искусства. 

Гелий Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. Государственная Третьяковская галереяАскетизм
Что касается арт-рынка — наш ждет еще один безрадостный год. Наши эксперты отметили, что 2013 год будет годом крайнего аскетизма, и призвали художественное сообщество не уповать на то, что искусство обеспечит стабильный источник дохода. Один из экспертов иронично назвал эту тенденцию «настойчивым, но безответным ростом интереса искусства к рынку». 

 

Читайте также


Rambler's Top100