Социалистический реализм в живописи
«Влияние импрессионизма сказывается в работах художников: А. Пластова — “Едут на выборы” и “Ярмарка”, М. Сарьяна — “Весна на пригорке”, С. Адливанкина — “В детском саду”, Т. Яблонской — “Перед стартом” и др. В этих картинах реализм принесен в жертву так называемой “живописности” — сочетанию цветных пятен. Лица, фигуры людей изображены грубыми и уродливыми». Это отрывок из статьи «За социалистический реализм в живописи» А. Киселева, которая вышла в газете «Культура и жизнь» 31 октября 1949 года. Уже в феврале следующего года обвиненная в импрессионизме и живописности Татьяна Яблонская полностью признала свои ошибки и призвала коллег «итти от содержания» и обратить внимание на нового советского человека.
Татьяна Яблонская. Перед стартом. 1947. Холст, масло. Фрагмент. Национальный художественный музей Украины, Киев
В статье «За социалистический реализм в живописи», опубликованной в газете «Культура и жизнь», №30 за 1949 год, в числе других упоминалась и моя фамилия как художника. не вполне преодолевшего импрессионизм в своей картине «Перед стартом». Разрешите мне поделиться с читателями своими мыслями по этому поводу.
Упреки в импрессионизме, которые я слышала еще в 1947 г., сначала задевали меня, мне они казались несправедливыми. Но со временем у меня все сильнее стали появляться сомнения в правильности моего метода. Окончательно я убедилась в ошибочности импрессионистического метода следующим образом. Летом 1948 г. мне пришлось работать в одном из колхозов Советской Украины — орденоносном колхозе имени Ленина. Чемеровецкого района, Каменец-Подольской области, насчитывающем в своем составе 11 Героев Социалистического Труда; 200 членов колхоза награждены орденами и медалями. Меня поразил мощный размах работ, дружный, радостный труд людей колхозной деревни. Я там ясно почувствовала, насколько еще искусство в долгу перед нашим великим народом, как оно еще слабо отражает все величие и благородство советского человека, размах социалистического переустройства страны.
После поездки в колхоз я совсем иначе стала смотреть на искусство. Основа формализма и натурализма лежит именно в отрыве художников от нашей социалистической действительности. Вез глубокого знания жизни не может быть и социалистического реализма. Я вовсе не отрицаю красоты произведения, наоборот, произведение искусства должно быть максимально красивым и богатым, как бесконечно красива и разнообразна сама жизнь. Но надо итти от содержания. Надо для содержания искать форму, а не наоборот.
Часто художники, борясь с пережитками формализма, борются только с его внешними признаками (несовершенством формы, пестротой цвета и т. д.), не раскрывая вредности формализма по существу.
Чтобы искусство было по-настоящему правдивым. необходимо близкое и глубокое общение художника с социалистической действительностью. Мы еще очень мало знаем и изучаем нашу жизнь. Мы вращаемся в очень узком кругу людей. На производство, в колхозы попадаем случайно. Я абсолютно убеждена, что продолжительное, любовное, глубокое общение с лучшими советскими людьми, ознакомление с лучшими предприятиями и колхозами даст огромный толчок нашему искусству. Особое внимание художнику надо обращать на самое главное — на нового человека, его новое, социалистическое отношение к труду, к государству.
Часто для передачи современности художник прибегает лишь к внешним признакам ее — новой технике и т. д. Надо показать и передовую технику, но главное в нашей жизни — это новый, советский человек. Техника есть и в империалистической Америке, а таких благородных, сильных людей, как наши советские люди, нет нигде. И художники должны это понять всей силой мысли и чувства. Только тогда и можно создать нужные для народа, правдивые, реалистические произведения, только тогда по-настоящему и поднимается реалистическое мастерство наших художников. Только тогда мы по-настоящему избавимся от проявлений остатков буржуазной идеологии: формализма и натурализма.

До поездки в колхоз меня немного обижали упреки в формализме. Теперь я соглашаюсь с ними. Чувствую, что действительно в своей картине «Перед стартом» я шла скорее от красоты пятен, чем от желания передать силу нашей молодежи. Это неизбежно приводит к обеднению темы, к эстетству, к формализму. Такими пороками страдает моя картина «Перед стартом». Я говорю это без всякой горечи, ибо мне теперь ясно, я поняла суть своих ошибок. В моем сознании произошел большой перелом. Не знаю, насколько он нашел еще выражение в моем творчестве, об этом пусть судят зрители, но к своей последней картине «Хлеб» я подходила совсем иначе. В ней я от всего сердца старалась передать те чувства, которые так взволновали меня в колхозе. Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных наших людей, богатство и силу колхозов, торжество идей Ленина — Сталина в социалистической переделке села. Может быть, я еще не совсем справилась с задачей. Можно все это сделать убедительнее, реальнее и красивее, но я, насколько могла, стремилась к этому.
Мне от всей души хочется обратиться к художникам с советом: но бояться расстаться с насиженными местами, залезать в самую гущу нашей жизни. Активно искать в ней самое передовое, самое лучшее. Надо отрешиться от неподвижности, инертности.
Как прекрасен миф об Антее, черпающем силу от соприкосновения с землей! В нем величайшая народная мудрость. Наше искусство может расти и крепнуть лишь в самом тесном и глубоком общении с нашей чудесной социалистической действительностью, где победоносно осуществляются идеи Ленина — Сталина.
Т. Яблонская